Тяжело в учении, легко в бою
28.08.2013
В этом году первоклашек в школах будет на три класса больше, чем в прошлом.
В первые школьный порог в этом году переступят 1158 учеников. А всего в школах города учится порядка 10 000 человек… О положении дел в образовательной сфере рассказывает начальник управления общего образования Татьяна Волнистова.
Корр. Сейчас самый частый вопрос родителей из «молодых» микрорайонов — удастся ли избежать второй смены?
Волнистова. В последние годы «прирастание» школ происходит за счет первоклассников. В этом году в Обнинске будет 48 первых классов, это на три больше, чем в прошлом. 11-я, 12-я, 13-я и 16-я школы находятся на пределе загрузки, поскольку они расположены в густонаселенных микрорайонах, в которых к тому же идет активное строительство. Особенно тяжелая ситуация с 16-й школой, но ее выручает «Держава», у нее еще есть запас проектной мощности. В этом году второй смены не будет ни в одной школе города. Что касается будущего года, по прогнозам большого прироста детей не планируется. Если же возникнет угроза второй смены, станем направлять детей в соседние, менее загруженные школы. Некоторые учебные заведения находят нестандартные решения: в 11-й школе, чтобы получить дополнительные классы, построили кабинеты иностранных языков на площади рекреации. В 4-й школе в рекреациях сделали читальный и конференц-залы. Если говорить о начальных классах, сейчас в городе уровень образования на этой ступени качественно не отличается — родители при устройстве ребенка в учебное заведение руководствуются именно близостью к дому, безопасностью движения, чтобы первокласснику не приходилось переходить дорогу.
Корр. Как обстоят дела с преподавательскими кадрами?
Корр. Что, на ваш взгляд, сейчас наиболее сложное в работе педагога?
Волнистова. Зачастую учитель в школе испытывает большие стрессовые перегрузки. Образование сейчас повернуто в сторону открытости, и есть случаи, когда этим злоупотребляют родители. Пытаются навязать педагогу свою точку зрения, «поддавливают» его, пытаются им управлять… Это не улучшает ни качество образования, ни отношения в коллективе. Замечу, что средний возраст преподавателя — 46 лет. Это человек, который проработал в школе не менее 20 лет и профессионально состоялся. Еще один негативный момент. Провели анкетирование, и выявили: современному педагогу больше всего не нравится, что приходится очень много работать с документами. Человек, который пришел учить детей, не готов к излишней бюрократии. Если же говорить о нагрузке на преподавателя, то при средней зарплате около 30 тыс. рублей она составляет 20 часов в неделю. Для сравнения: существовавшее ранее понятие «ставка» — это 18 часов. Если учесть дополнительные занятия, то можно отметить, что учителя у нас работают много.
Корр. Каждый год в сфере образования происходят какие-то перемены. Что ожидает систему в этом году?
Волнистова. С первого сентября в силу вступает новый закон об образовании. Дошкольное образование становится ступенью общего. Сейчас мы видим большой разрыв между садом и школой. А успех ученика в школе во многом зависит от того, как его подготовили в детском саду. Сейчас планируется ввести апробационные площадки, в том числе и на территории Обнинска. Зарплаты педагогам дошкольного образования будут начисляться из другого бюджета — областного. По-другому будет начисляться родительская плата за детские сады. Сразу хочу успокоить жителей города. Наши специалисты уже просчитали новый вариант: плата за детский сад может составить 2139 рублей, однако в ближайшее время не планируется повышение. Сейчас родители доплачивают 2 000.
Корр. Какова ваша основная задача в этом учебном году?
Волнистова. В обнинских школах на средней и старшей ступени сохраняется дифференциация школ по качеству образования. Это означает, что мы работали не так эффективно, как требуется. Конечно, и контингент учеников в школах разный. 1-я школа, например, серьезно опустила планку по ЕГЭ, и далеко не по вине школьного коллектива — в ней серьезно увеличилось число детей из ближнего зарубежья, которые плохо знают русский язык. В Обнинске учатся 500 детей из семей мигрантов. Это, по сути, целая школа. Сейчас мы делаем еще одну попытку решить вопрос. На базе 10-й школы организуем курсы по изучению русского языка: сейчас мы ищем преподавателя «русского как иностранного».
Еще одна проблема связана с профильным обучением. Во многих школах на старшей ступени есть только один класс в параллели. В этих условиях профильное обучение реально проводить на базе системы допобразования. Структура «АФАЛИНА», которая территориально находилась в 11-й школе, теперь распределяется по нескольким учебным заведениям по разным профильным блокам. Кроме того, мы хотим ввести сетевое взаимодействие — когда две школы объединяются для организации общих «профилей». Таким образом, мы «выровняем» образовательное поле, чтобы школы давали одинаково хорошие результаты.
А что Вы думаете по этому поводу?