Эффект бабочки
31.07.2013
Как делаются прогнозы погоды — из первых рук.
Аномально дождливое лето заставляет нас чаще обращать внимание на прогнозы погоды — многие ждут, когда же станет посуше. О том, как сейчас работают синоптики, и какая погода нас ожидает — интервью заместителя директора Гидрометцентра России по науке Дмитрия Киктева.
Корр. Опубликованы самые разные прогнозы на август. Почему они противоречат друг другу?
Киктев. Потому что при прогнозировании используются разные технологии, и это дело обычное. Какого-то каноничного прогноза не существует.
Корр. Есть такое мнение, что прогноз дальше трех дней — это уже от лукавого. Насколько это справедливо?
Киктев. Мы можем детально прогнозировать погоду на ближайшие дни или часы. Но это не значит, что мы не можем делать прогнозы на неделю, месяц или сезон. Но они другие — составляются не в терминах мгновенной погоды: в конкретное время в конкретной точке будет то-то и то-то. Чем дальше — тем больше неопределенности. Излишняя детальность на большие сроки неуместна. Главное — уловить общие тенденции, и предметом такого прогноза являются обобщенные характеристики, например — средняя температура месяца или сезона, будет ли она выше обычной, будут ли аномалии. А детально предсказать погоду на большие сроки современные технологии не могут. Если кто-то на месяц вперед говорит, что в такой-то точке будет так-то, я бы верить поостерегся.
Киктев. На три дня есть уже более уверенные прогнозы. Они более детальные. Здесь уже можно говорить о погоде, хоть с оговорками, в какое-то время суток.
Корр. Какова вероятность точности трехдневного прогноза?
Киктев. Критериев оправдываемости прогноза существует очень много. Можно сформулировать прогноз в таких терминах, что он всегда будет оправдываться, но он будет не очень информативным — например, летом ожидается положительная температура.
Корр. Существуют самые разные теории предсказания погоды. Есть метеорологи, утверждающие, что главная кухня погоды находится в стратосфере, и зависит она в первую очередь от космического влияния.
Киктев. Это огрубление ситуации. На погоду влияет огромное количество факторов, в том числе и процессы в стратосфере. Их необходимо учитывать при долгосрочных прогнозах. Но без знания того, что происходит в Мировом океане, каково состояние морского льда, земной подстилающей поверхности, долгосрочный прогноз не составишь. А при краткосрочном прогнозе самое важное — процессы в приземном слое атмосферы.
Корр. Наверняка используются компьютерные программы для прогнозов?
Киктев. Есть сложные компьютерные программы, считают они не быстро и для них нужны очень мощные компьютеры, они дают результат в виде автоматизированного прогноза. А есть официальный прогноз. В чем отличие? Официальный проходит экспертизу синоптиков. Они с чем-то соглашаются, с чем-то нет. Что-то корректируют, что-то восполняют, что математические модели считать не могут: вероятность туманов, гроз и других опасных явлений. Хотя с каждым годом возможности компьютерных программ растут. Для некоторых потребителей автоматизированный прогноз вполне приемлем. Но если речь идет о прогнозах общего назначения, без вмешательства синоптиков пока никак.
Корр. Почему лето этого года такое дождливое? Что интересно, летом 1993 и 2003 года тоже было много дождей. Десятилетний цикл получается.
Киктев. Вот так рождаются приметы. Это поспешное обобщение. Если явление повторилось 2-3 раза, люди начинают думать, что так и дальше будет. Но атмосфера бесконечно разнообразна. А масштабы человеческой жизни коротки. И люди склонны делать далеко идущие выводы на основании куцых сведений.
Корр. Весны в этом году практически не было, говорят, что и осени не будет, насколько обосновано такое мнение?
Киктев. Погода стала более переменчивой. И общая закономерность — не в сокращении переходных сезонов, а в изменчивости погоды. Весна и осень стали более «дерганными».
Корр. В том, что лето 2010-го было очень жарким, обвиняют американскую станцию по изучению северных сияний на Аляске. Якобы она магнитными импульсами стабилизировала антициклон в Европейской части России.
Киктев. Это забавная трактовка, я к ней отношусь скептически. Выделить в качестве главной одну причину — неправильно. Было много факторов, связанных между собой. Люди пока не в состоянии оказывать глобальное влияние на погоду. Тем не менее, все мы на нее незначительно воздействуем. Вспомним эффект бабочки. На самом деле он работает.
Благодарим за помощь в организации интервью заместителя директора НПО «Тайфун» по науке Владимира Иванова.
А что Вы думаете по этому поводу?