Посадить наркоманов?

31.07.2013

В Госдуму вскоре поступит законопроект о введении уголовной ответственности за употребление наркотиков.
Об этом говорит глава УФСКН Виктор Иванов. Люди восприняли идею как «посадить наркомана». Но в законопроекте указано предполагаемое наказание — до двух лет ограничения свободы или обязательных работ. То есть нагружать и без того переполненные колонии не планируют. Впрочем, законопроект на то и «проект», что все может измениться — вдруг депутаты решат ужесточить наказание и преду­смотрят реальное лишение свободы…
К слову, ограничение свободы возможно «без отрыва от производства» — осужденный живет, как раньше, но носит электронный браслет, который позволяет контролировать его передвижения. Это не такая уж экзотика, как может показаться на первый взгляд. В Обнинске, например, случаи «обраслечивания» уже есть. А обязательные работы — те самые привычные многим по советскому прошлому картинки «человека с метлой».
В обыденном сознании употребляющий наркотики и наркоман — синонимы. Но при решении правовых вопросов это разные понятия. Наркоман — человек, официально поставленный на учет в наркологическом диспансере. Для этого требуется его добровольное согласие — после его подписания пациент автоматически соглашается на определенное ограничение своих прав.
Но это не значит, что отказ от такого согласия выведет потребителя наркотиков из зоны ответственности. Законопроект вносит важное уточнение, определяя, что же такое «систематическое употребление» — таковым признается частота два и более раз в год. И эти люди попадут под действие закона, если он будет принят.

Поможет ли введение уголовной ответственности вылечиться наркоману?

Поможет ли введение уголовной ответственности вылечиться наркоману?

В центральных СМИ законопроект широко обсуждался. Но при этом внимание уделили достаточно узкому аспекту — поможет ли введение уголовной ответственности вылечиться наркоману? Тогда как Виктор Иванов говорил о профилактике преступлений. Наркоман — потенциальный преступник, поскольку денег на дозу требуется все больше, а возможностей для их законного заработка при деградации личности остается очень мало. И «взятие под контроль» теоретически позволит избежать проблем в будущем. У законопроекта есть и другая сторона: предполагается освобождать от ответственности за нетяжкие преступления наркоманов, которые согласятся пройти лечение.
Что касается собственно излечения, прогнозы у специалистов не слишком радужные. Наталья Мяченкова, исполняющая обязанности зав. наркологического диспансера, считает альтернативу «лечись или садись» не очень эффективной мерой. «Для лечения требуется мотивация. Как у нас зачастую бывает, заходят не с той стороны. Вместо того, чтобы бороться с распространением наркотиков, переключаются на потребителей», — говорит Наталья Анатольевна.
И сейчас по решению суда в наркологический диспансер направляются пациенты. Как правило, лечение амбулаторное, длительность его около двух недель. Возможно ли за столь короткое время вылечить человека? Вопрос риторический.
«Для принудительного лечения требуются стационары закрытого типа с последующей длительной реабилитацией. У нас пациенты могут свободно покидать территорию, принимать посетителей, и зачастую это приводит к тому, что человек срывается. Решение принимаем индивидуально — кто-то после этого продолжает лечение, кого-­то можем выписать», — говорит Наталья Анатольевна.
А что думают об уголовной ответственности за наркотические вещества потребители наркотиков? Александр (имя изменено), житель Обнинска, был осужден на восемь лет лишения свободы по обвинению в сбыте наркотических средств, сам употреблял героин. На прямой вопрос, продолжил ли он колоться в колонии, Александр не отвечает. Но охотно говорит: «Траву курил, в том числе и в колонии, курил и курить буду. Это бред, что там наркотиков не достать». Его позиция достаточно лояльна по отношению к потребителям легких наркотиков — по его мнению, героин — однозначное зло, а траву можно «употреблять в меру» и наказывать за это глупо и неэффективно.

А что Вы думаете по этому поводу?