Обнинские писатели-2013

10.07.2013

Последний раз мне приходилось делать обзор обнинских писателей в 2003 году — тогда, к 47­-летию Обнинска, я таковых насчитал ровно 47. Прошло десять лет, и что же? Появились новые имена, кто­-то остался на своих местах, кто-­то канул в забвение, а кого-то просто нельзя забыть.

Новые имена

Начнем с тех литературных имен, с которыми нас познакомило минувшее десятилетие. Одно из них Николай Работнов. Это выдающийся физик­теоретик из ФЭИ, чей роман “Министерство. Хроника двух недель” был посвящен ветеранам Средмаша. Впрочем, это не единственное “ненаучное” произведение ученого. Николай Семенович оставил богатое литературное наследие практически во всех жанрах: публицистика, критика, проза, дневники, поэзия, переводы с английского, сатира и юмор. Кстати, о юморе — Николай Работнов был одним из авторов легендарного сборника “Физики шутят”, родившегося в недрах ФЭИ.
Еще одним литературным открытием из ФЭИ стал Юрий Юрьев. Физик-­ракетчик по специальности, он представляет собой человека-­оркестр — прекрасно рисует, музицирует, пишет стихи, прозу, эссе и философские трактаты. Из его творчества особенно обращают на себя внимание две работы — сборник фантасмагорических рассказов “с чертовщинкой” “Ах, какой passage!”, посвященный 200-­летию Николая Гоголя, и научно-­популярный роман “Как мы мыслим? Политеатральная модель мышления”.
Третье новое литературное имя — опять же из ФЭИ. Теплофизик Павел Кириллов написал оригинальную научно­-популярную книгу об ученых “Имена и числа подобия”. Ее можно в полной мере отнести по разряду научно-­популярной литературы, даже несмотря на уведомление издательства “R&C Dynamies”, ее выпустившего — “книга рассчитана на студентов вузов и специалистов по технике, особенно по теплофизике и гидродинамике”. Автор адресовал свой труд узкой подготовленной аудитории, иначе не снабдил бы его математическими формулами и графиками. Между тем, “Имена и числа подобия” даются без особых усилий даже безнадежным гуманитариям.
Еще одним градообразующим предприятием, богатым на литературные таланты, можно без обиняков считать “Технологию”. Причем, эти таланты еще и титулованные — бывший генеральный директор предприятия Александр Ромашин и нынешний генеральный директор Олег Комиссар. Ромашин стоял практически у истоков всех достижений предприятия: от ракеты­-челнока “Буран” до начинки боевых истребителей пятого поколения.Между тем, в своих неброско озаглавленных мемуарах “Автобиографическая повесть генерального директора” Александр Гаврилович не только рассказал о себе, но и воздал объективное должное практически всем своим коллегам по работе.
Нынешнему генеральному Олегу Комиссару пока кроме студенчества вспомнить особо нечего, но он тоже искренне интересуется историей. Причем не как праздный турист, а как инженер. Его работа “Древние технологии дольменов Кавказа” — образчик высококачественной научно-­популярной литературы. Олег Николаевич интересуется также историей Великой Отечественной войны. Много лет он исследует Ильинские рубежи, и, по достоверным слухам, уже почти готова к сдаче в набор еще одна его книга, отражающая опять же “инженерное” видение автора — книга об устройстве и технологии изготовления железобетонных дотов, где держали оборону Подольские курсанты в 1941 году.

Роман Злотников

Роман Злотников

Есть в “Технологии” и еще один писатель, которому место в разделе “Знакомые имена” — Николай Степанов, маститый научный сотрудник, пишущий сказочную приключенческую фантастику. Он пишет не для денег, а для души, однако опубликовал уже под два десятка романов. Одно из самых удачных его произведений — трилогия “Змееносец”, опубликованная в виде триплета издательством “Альфа-­Книга” как раз в 2013 году.
Однако продолжим ученую линию. Книгу “Беседы о ядерной медицине”, написанную коллективом авторов, ключевым и главным из которых является генеральный директор МРНЦ Анатолий Цыб, читать интересно и познавательно. Это еще один пример того, как именно нужно популяризировать элитарные научные знания — не впадая в повествовательную игривость и вульгарные упрощения.
А вот примером правильной передачи научных знаний может служить учебник “Полимерные материалы для плоских дисплеев” — его написал бывший мэр Обнинска Николай Шубин, причем специально для Калужского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана. В этом нет ничего удивительного, поскольку Николай Евгеньевич по профессии химик (доктор наук и профессор), и его имя внесено в фундаментальный справочник “Научная элита Калужской области”.
Еще одно новое имя — переводчик с английского Николай фон Бок. Да, именно с немецкой приставкой von — так указано в выходных данных книги “Слова Будды”, где собраны выдержки из классических, но редких буддийских текстов, до 2012 года ни разу не попадавших в русскоязычный читательский обиход. Автор перевода родом из немцев, из Восточной Пруссии. Есть ничем и никем не развеянное подозрение, что родство его восходит к соратнику Екатерины Великой восточно-­прусскому вельможе Тимотеусу фон Боку, о котором эстонский писатель Яан Кросс написал книгу “Императорский безумец”. Впрочем, в Обнинске же более известен сын-­тезка переводчика Николай Бок, директорствующий в кинотеатре “Мир” и приставку von при знакомстве опускающий.
Замыкает ученый писательский перечень новых имен доцент Обнинского филиала ГУУ Татьяна Бурцева — этот вдумчивый экономист опубликовала в 2012 году монографию “Статистическая оценка эффективности новой промышленной политики региона”. Книга получилась настолько лишенной казенного оптимизма и экономического прекраснодушия, что очень-­очень быстро стала бестселлером, а затем столь же быстро и раритетом.
Минувшее десятилетие было богатым и на историческую литературу. В серии “Музейный проект”, издаваемой Музеем истории города Обнинска, вышло сразу несколько книг, написанных научными сотрудниками этого тихого, но трудолюбивого учреждения. Как то: “Три усадьбы. Белкино. Турлики. Бугры” Зинаиды Васильевой и Алины Кащеевой, “Святыни окрестностей Обнинска” Людмилы Сорокиной и “Школа-­колония “Бодрая жизнь” Ирины Ефимовой. Книги всесторонне добротны: они роскошно оформлены и содержательны — с ними не придет в голову расстаться, даже если на титуле отсутствует автограф автора. К слову сказать, в “Музейном проекте” вскоре выйдет и четвертый том — работа заведующего выставочным залом музея искусствоведа Павла Шубина, посвященная обнинским художникам. Павел Павлович безвременно ушел из жизни, однако незадолго до своей кончины он успел подготовить рукопись к публикации.

Знакомые имена

Теперь обратимся к тем, кто всегда на слуху. Летописец Обнинска, авторитетнейшая журналистка Нонна Черных в минувшие десять лет написала еще две книги о любимом городе — ностальгическую “Обнинск: из дома в дом”, посвященную знаковым и значимым зданиям, и резонансную “Обнинск. Перезагрузка”, в которой рассказывается о смене политических и экономических ориентиров первого наукограда. Традиционно все книги Нонны Семеновны, независимо от года их написания и издания (первая вышла в 1967­-ом), отличаются не просто точным фиксированием исторических вех, но и адекватной оценкой событий, которая выдерживает проверку временем. Журналистика в принципе жанр-однодневка — прочитал и забыл. Однако книги Нонны Черных почему-­то стали исключением из правила.
Второе знакомое имя — Виктор Канке. Последние десять лет философ занят реализацией циклопической затеи — созданием так называемой метафилософии. То есть, свода философских дисциплин, где каждая наука (будь то физика, экономика, биология или педагогика) будет снабжена собственным методологическим инструментарием. Из последних работ Виктора Канке, опубликованных не в Сети, а в бумажном виде, следует отметить “Философию учебника”, “Философию менеджмента” и университетский учебник “Современная философия”.

Нонна Черных

Нонна Черных

Еще один незабвенный обнинский писатель — человек с панроссийской известностью и многомиллионными книжными тиражами, фантаст Роман Злотников. Писатель-профессионал, живущий исключительно литературным трудом, и сам уже не помнит точно, сколько книг он написал, однако фанаты и поклонники его творчества один раз в два­-три месяца скачивают или покупают очередной его фантастический экшен в стиле “попаданцы”. На вопрос, зачем он пишет такие книги, Роман Валерьевич ответил откровенно: “Я хочу приучить молодежь читать Злотникова”. А настоящий-­то Злотников, тот, который для взрослых, это, пожалуй, трилогии “Царь Федор” и “Империя” и тетралогия “Генерал-­адмирал”. Недаром эти книги стали настольными даже у очень серьезных и занятых людей — президента Владимира Путина и временно исполняющего обязанности мэра Москвы Сергея Собянина.
Прозаик Геннадий Смолин в отчетную десятилетку удивил читателей крупными формами. Сначала он опубликовал в журнале “Вокруг света” очерк “Гений и злодейство”, посвященный тайне смерти композитора Моцарта, а годом позже, в 2007-­м, “выстрелил” солидной книгой на ту же тему, где с обилием документов в руках доказал, что великого композитора отравили. Писатель работал в архивах и даже специально ездил несколько раз в Германию получать консультации немецких моцартоведов. Между тем, книга “Гений и злодейство. Тайна смерти Моцарта” почему-­то вызвала скандал в обнинском литературном сообществе, которое, видимо, истосковавшись по сильным ощущениям, принялось обвинять Геннадия Смолина в плагиате — попросту говоря, травить. Через три года писатель выдал еще одну книгу — полноценный шпионский роман “Берлинский лабиринт”. Обе эти книги сейчас днем с огнем не найти — их нет даже в Озоне.
Мастер и апологет верлибра поэтесса Наталья Никулина тоже не часто, но регулярно напоминает читателям о себе очередной скромной, но со вкусом написанной книгой — за отчетный период я таких в ее творчестве насчитал аж две: “Известка Эдемских садов” и “Нести свет да нести”. Поэтесса весьма авторитетна в столичных поэтических кругах, особенно в тех, где знают толк в нерегулярном стихосложении.

Незабываемые имена

Минувшее десятилетие было омрачено уходом из жизни выдающегося русского поэта Валерия Прокошина. То, что Валерий Иванович принадлежал не к локальной обнинской культуре, а к культуре всей России, близкие друзья поэта знали и при его жизни. После смерти же поэта масштаб и уникальность его дарования стали очевидны и остальным людям. Опять же с помощью друзей — именно они нашли деньги, чтобы издать две книги Прокошина “Искушение” и “Атомный angel”, увидеть напечатанными которые при жизни он не успел.
Знаменитый главный редактор обнинской газеты “Вперед”, писатель “паустовского” калибра Михаил Лохвицкий тоже не увидел своей главной книги “Громовой гул”, изданной не просто в Обнинске, но даже и в России — ее в 70-­е годы по частям издали только в Тбилиси, который считался тогда “либеральным”. И вот минувшей весной сын писателя Юрий Михайлович привез в Обнинск книгу отца, изданную сегодня, и устроил презентацию в Центральной библиотеке. Это был шикарный и очень трогательный подарок всем тем, кто помнит Лохвицкого, прожившего в Обнинске всего несколько лет, но оставившего в истории города яркий светящийся след. Таковых оказалось немало.

А что Вы думаете по этому поводу?