Надо менять систему
26.06.2013
Скандалы вокруг единого государственного экзамена заставляют задуматься о совершенствовании формы итоговой аттестации выпускников.
В Обнинске все прошло так, как должно: у нас никаких отклонений от установленного порядка проведения ЕГЭ не было. То же самое можно сказать и о пользовании материалами, выложенными в Интернете. Разумеется, никто не мог стопроцентно проконтролировать, пользовался ли какой-то выпускник заранее подготовленными ответами, но анализ, который мы провели на педсовете после экзаменов, показал, что заметных расхождений между успеваемостью в течение учебного года и баллами, полученными на ЕГЭ, нет. Это свидетельствует о том, что если и было использование ответов из Интернета, оно у нас принципиально не отразилось на результатах ЕГЭ.
В то же время очень обидно за наших добросовестных ребят, которые сдавали экзамен честно. При конкурсном зачислении в вузы их вполне могут обойти те, кто получил высокие баллы ЕГЭ обманом, воспользовавшись готовыми решениями, найденными в Интернете.
На мой взгляд, если уж и ввели в стране систему ЕГЭ, то уровень секретности материалов экзамена необходимо повысить. Абсолютно ясно, что утечка произошла из Москвы, и надеюсь, что компетентные органы смогут разобраться с произошедшим и наказать виновных, ведь круг людей, знающих содержание контрольно-измерительных материалов до экзамена, не так широк и хорошо известен. Результаты ЕГЭ должны отражать реальный уровень знаний выпускников.
Я считаю, что надо развести функции выпускных и вступительных экзаменов. В школе в качестве выпускных экзаменов предлагаю оставить математику и русский язык или в форме ЕГЭ, или вернуться к практике, проверенной десятилетиями, в виде письменной работы по математике, сочинения (изложения) по русскому языку и литературе. А потом пусть абитуриенты сдают вступительные экзамены в вузы. Это даст возможность учителям-предметникам больше времени уделять развитию самостоятельного мышления школьников, учить грамотно выстраивать свою речь, как устную, так и письменную.
Безусловно, это мое субъективное мнение, но я бы вернулась к традиционной форме аттестации и в 9-х классах и ввела бы конкурсный набор в 10-е классы. Это поможет решить несколько проблем сразу. В старшие классы попадут только те, у кого есть мотивация к учебе. А те, у кого ее нет, смогут овладеть специальностями в колледжах и училищах, что положительно скажется на рынке труда, который испытывает острую нехватку в квалифицированных работниках. При этом выпускникам училищ и колледжей должна быть предоставлена возможность в получении высшего образования через систему вступительных экзаменов в вузах.
А что Вы думаете по этому поводу?