Анатомия чтения

16.05.2013

Ирина Рябова, учитель начальных классов лицея «Держава», доказывает на практике тезис английских детских писателей: чтение — это привычка, которой не учат, а которой заражаются.
Сегодня нередко приходится слышать: когда­-то Россия была самой читающей страной в мире, а сейчас мы столкнулись с проблемой приобщения детей к чтению книг. А вот Ирина Рябова уверена, что этот вопрос был актуален всегда. «Работе учителя я посвятила 28 лет, — рассказывает Ирина Михайловна, очень энергичная, красивая, улыбчивая женщина. — Да и сама выросла в семье педагогов — мама и бабушка были учителями. Конечно, в нашей семье много читали — книгу любили и уважали. Но первые годы своей работы в школе я преподавала детям рабочих с завода. В их семьях не читали. Так что приобщать к книгам учеников приходилось и раньше».
Ирина Рябова разработала педагогическую методику, которая помогает обогащать словарный запас, развивать у детей творческие способности и прививать интерес к литературе. На первый взгляд, все выглядит очень просто. Например, учительница и ее школьники делают рукописные «Книги осени». Это всего несколько листков бумаги: на одних тематические рисунки, на других — по паре предложений. Но дети отдают много сил и фантазии, когда работают над такой книгой. В итоге им очень нравится показывать собственные книжки родителям, одноклассникам.

Ирина Рябова создала уникальную методику, которая развивает у детей интерес к чтению

Ирина Рябова создала уникальную методику, которая развивает у детей интерес к чтению

А в прошлом году Ирина Михайловна решила, как теперь говорят, применить инновационный подход. Под ее руководством была издана настоящая книга­-брошюра «Буквенный балаган». В нее вошли рассказы­-тавтограммы, сочиненные всеми учениками 2 «В» класса. Каждый ребенок попробовал себя в роли писателя и художественного оформителя своей странички. И очень важно, что детям помогали их родители. «Не передать словами радость ребят, когда я отдала им книги, — вспоминает Ирина Михайловна. — Они не верили: с виду настоящая, «взрослая» книга, а внутри — их рассказы».
Помимо этой работы, на каждого ученика создают специальное портфолио, в котором собраны их работы. Школьники на каникулах читают книги, которые им нравятся. А затем делают иллюстрации к рассказам, создают обложки. Еще в классе Ирины Михайловны ученики ведут читательский дневник, где делают подробное описание книг, которые прочитали — автора, тему, жанр, а также, что им понравилось. Вообще Ирина Рябова всегда ратует за то, чтобы дети, помимо обязательной школьной программы, сами выбирали произведения для чтения. Именно так, по ее мнению, ребят можно заинтересовать.
А еще ученики младших классов «Державы» постоянно ходят в детскую библиотеку, участвуют в конкурсах, спектаклях. К слову, класс Рябовой в прошлом и в этом году стал победителем конкурса «Лучший читающий класс».
— Все­-таки немало детей, которые вместо книги предпочтут посмотреть телевизор, поиграть в компьютер или посидеть в Интернете. Как им привить любовь к чтению? — спрашиваем мы.
— Совершенно верно. Наш мир полон новых информационных потоков, — отвечает Ирина Михайловна. — Многие задаются вопросом, «как приучить ребенка к чтению». Я считаю, тут очень важен тандем родителей и учителей. Папы и мамы — пример для собственных чад. Если они не берут в руки книги, тогда откуда у ребенка появится желание читать? Он просто не будет знать, что чтение — весьма увлекательное занятие. Я бы посоветовала почаще ходить с ребенком в книжные магазины. Он обязательно что-­то там выберет для себя. Не стоит детей ограничивать в выборе тем для чтения — тогда они обязательно найдут то, что им интересно, и будут с упоением перелистывать страницы. Конечно, от современных технологий нельзя оградиться. Но и тот же Интернет может стать помощником, а не противником. Например, я часто даю задание приготовить мини-­сообщение о каком­-то животном. Сначала дети ищут информацию в Сети — так очень просто. Но я прошу ее переработать, кратко пересказать своими словами. Все это вкупе помогает детям полюбить мир книги.
…Ирина Михайловна воспитывает и обучает уже девятое «поколение» младших школьников. Итоги ее работы впечатляют. Ее ученики постоянно принимают участие в лицейских, городских, региональных олимпиадах, турнирах, марафонах и занимают там призовые места. Родители всячески стараются поддерживать инициативы педагога, за что Ирина Михайловна им очень благодарна. И в этом году они вместе с дирекцией лицея «Держава», руководством детской библиотеки №6 выдвинули кандидатуру Рябовой на конкурс «Человек года-­2012». Хотя сама Ирина Михайловна несколько стесняется, когда начинаешь с ней об этом говорить: «Я, конечно, рада, что меня так высоко ценят. Но, поверьте, у нас все учителя достойны столь почетного конкурса. Так что лично я буду болеть за молодых педагогов».

А что Вы думаете по этому поводу?