С чего начинается Родина

03.06.2009

В вашей газете были публикации о необходимости патриотического воспитания молодого поколения. Конечно, это один из главных вопросов в современной отечественной педагогике.

За одно лето в работе нашего археологического клуба «Аркос» участвует около 70 школьников. Казалось бы, цифра довольно приличная. Однако, несмотря на это, как руководитель археологического клуба и летнего выездного лагеря, я вижу, что история в принципе и краеведение в частности не слишком интересуют обнинских подростков.

Пока дети еще маленькие, класса до восьмого, им присуще природное любопытство, и в это время им интересна история родного края и своей страны, потом ребят начинают волновать совсем другие вещи. Вообще сегодняшнее поколение молодых часто упрекают в излишнем прагматизме, в том, что их беспокоит только способ заработать деньги, причем способ этот должен быть простым и быстрым.

Философские вопросы и общечеловеческие проблемы их интересуют мало. Отсюда угасание интереса к такому «бесполезному» в смысле прибыли предмету, как история. Но я бы не сказал, что слабый интерес к истории — болезнь нынешнего поколения.

Я много лет занимаюсь вопросами краеведения и могу с полной ответственностью утверждать, что история как предмет и в доперестроечную эпоху мало кому из школьников нравилась. Что вполне понятно: у нас этот предмет преподают как набор цифр для зазубривания. Я не говорю, что это вина учителей. В Обнинске есть талантливые педагоги, уроки которых весьма увлекательны. Но в принципе у нас образование построено таким образом, что его гуманитарная и гуманистическая составляющие выглядят довольно бледными.

Многие обнинские преподаватели говорят о том, что уровень культуры наших детей очень страдает именно из-за недостаточного знания «устных» предметов — литературы, географии, истории. А патриотическое воспитание без знания истории невозможно. И об этом тоже уже говорят на всех уровнях.

У наших детей не воспитана, по словам Пушкина, «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Нет чувства гордости за свой народ, за его историю. Недаром у нас учебники по истории переписываются чуть ли не каждые два года: создается ощущение, что наша власть еще сама никак не определилась в отношении к различным историческим событиям, не может оценить вклад нашей Родины в мировую историю. Поэтому сложно переоценить изучение истории своего края, которое бы давало детям целостное восприятие его развития, и несло огромную воспитательную нагрузку.

Прошлым летом в районе Жукова археологический лагерь проводил интенсивные раскопки. Были найдены различные предметы быта, включая очень красивые бронзовые украшения, которые были переданы музею истории города Обнинска. В этом году эта работа будет продолжена.

В лагерь мы принимаем детей от 14 лет, смен как таковых нет. Можно приехать хоть на три дня, хоть на месяц. Вечерами с ребятами проводят беседы, им читают лекции. Надеемся, что наша работа с ребятами приносит пользу — иначе зачем бы мы все эти годы занимались с ними археологией?
Но сейчас, если мы хотим действительно растить патриотов своей Родины, нам нужна поддержка не только учителей истории и других специалистов, но и ответственное отношение к этой составляющей педагогического процесса со стороны родителей.

Владимир ТАРАСОВ, председатель археологического клуба «Аркос»

А что Вы думаете по этому поводу?