Недетские проблемы

10.04.2013

Обнинские педагоги бьют тревогу: первоклашки приходят в школу уже с нарушениями здоровья.
Состояние здоровья детей не только в Обнинске, но и во всей стране специалисты называют «ужасающим»: самое серьезное ухудшение приходится на возраст от 7 до 17 лет — то есть на школьные годы. За это время 70 % функциональных расстройств перерастают в хронические заболевания.
Какие причины медики считают основными факторами угрозы здоровью школьников? «Прежде всего, это снижение их физической активности, — говорит заведующая по детству Клинической больницы №8 Людмила Сергеева. — Мало двигаются — много болеют: дефицит двигательной активности в младших классах составляет 35-­40%, а среди старшеклассников — 75­-85%. По уровню физической активности детей мы занимает 20­-е место среди европейских стран. Внушает тревогу стрессовая педагогическая тактика и раннее начало дошкольного систематического обучения, что особенно характерно именно для Обнинска. Многие малыши занимаются неспецифической для их возраста деятельностью: читают, пишут, изучают иностранные языки, вместо того, чтобы как можно больше гулять и играть в подвижные игры. Условия для нарушения здоровья ребенка создаются еще до школы. В результате сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями. Не лучше обстоят дела и у старшеклассников, которые страдают от чрезмерной интенсивности образовательного процесса.

16-я школа: через три минуты начнется разминка

16-я школа: через три минуты начнется разминка

Общая статическая нагрузка (уроки, факультативные занятия, самоподготовка, внешкольные занятия) на средней и старшей ступени составляет порядка 9 часов 45 минут. Если учесть время просмотра телевизора, то общая нагрузка старшеклассника в сутки в среднем 11,5 часов. Получается, его рабочая неделя — 50,5 часов. А продолжительностью рабочей недели у взрослого человека составляет 41 час».
С мнением медиков согласны и педагоги. Директор лицея «Держава» Оксана Копылова отмечает, что детские болезни «помолодели». Уже в первом классе многие ученики состоят на учете у узкопрофильных специалистов — кардиологов, ортопедов, окулистов. «Я считаю, что это связано в первую очередь с отсутствием идеологии здорового образа жизни, — говорит Оксана Копылова. — Сейчас родителями стали те, кто вырос в тяжелые перестроечные годы. У них полностью отсутствует культура правильного питания — вероятно, каждых житель нашего города видел такую картину: идет молодая мама с малышом и угощает его чипсами, которые и сама ест. Более того, ребенок еще во время внутриутробного развития страдает, потому что его мать не хочет соблюдать ограничения, накладываемые беременностью, — отказ от любого алкоголя и курения. Однако нужно не только констатировать факт ухудшения ситуации со здоровьем детей, но и предлагать варианты исправления такой ситуации. Школа, на мой взгляд, должна приобщать ребенка и идеологически, и практически к массовому спорту. Физкультуру нужно делать привлекательной для ребенка»
Кстати, по данным Института возрастной физиологии РАО, опыт увеличения всех видов физкультуры в школе до 3-­5 часов занятий в неделю снижает острую заболеваемость в 3-­4 раза. В Обнинске уже второй год действует третий физкультурный час. Начальник управления общего образования администрации Обнинска Татьяна Волнистова говорит о том, что статистика в педагогике определяется четырьмя годами действия той или иной программы. «Пока данных о том, как этот третий час занятий сказался на состоянии здоровья наших школьников, нет, — говорит Татьяна Валерьевна. — Но нет и сомнений, что динамика будет хорошая: директора всех школ отмечают, что этот час позволяет оптимизировать расписание и более правильно распределять школьные нагрузки».
P.S. Клиническая больница №8 просит родителей будущих первоклассников пройти обследования у специалистов до начала периода летних отпусков, чтобы избежать проблем с записью в августе.

За последние 10 лет

Патология органов зрения у детей выросла в 4­-5 раз,
органов пищеварения и опорно­-двигательного аппарата — в 3 раза,
заболевания сердечно-сосудистой системы увеличились в 2,5 раза,
нервно­-психические расстройства — в 2 раза.
По данным Минздравсоцразвития, сейчас в России только 10% учащихся старшей школы относится к числу здоровых, 50% имеют хроническую патологию, 40% относятся к группе риска.

А что Вы думаете по этому поводу?