Финский вариант

06.03.2013

Мэр Обнинска Александр Авдеев во время своего отчета перед депутатами городского Собрания предложил подумать над опытом Финляндии: там люди платят годовой сбор за право парковаться внутри дворов.
Во многих странах автолюбители платят за то, чтобы иметь возможность припарковатся поближе к дому. Причем тарифы разнятся. За дневную стоянку берут отдельно, за ночную установлена дополнительная плата — так делают, например, в Швеции. Глава администрации Обнинска Александр Авдеев выдвигал и другое предложение — ввести дополнительный коммунальный тариф для автомобилистов. Могут ли такие меры решить или хотя бы сгладить остроту вопроса?
Переизбыток машин во дворах — проблема, имеющая две стороны медали. С одной стороны, автовладельцы создают огромные неудобства скорой помощи, пожарным машинам, коммунальным службам и остальным жителям, особенно в тех дворах, где не предусмотрены тротуары. Не говоря уже о том, что зачастую к месту своего назначения не могут пробраться ни скорая помощь, ни пожарные машины. С другой стороны — куда деваться, если парковочных мест в городе катастрофически не хватает, а стоимость платной стоянки просто зашкаливает?


Ищем компромисс

Автомобили во дворах создают неудобства, прежде всего, для других автомобилистов. В нашем климате качественно убрать снег на дорогах лопатами, вручную, не получится. А из-­за припаркованных во дворе машин пустить трактор не выходит. В результате получаются такие наледи и колеи, что даже проехать по дворам становится довольно сложно.
Идею о сборе за парковку автомобилей — в любом виде — как коммунальный сбор, или же как плату за разрешение оставить машину во дворе, я считаю очень правильной: ведь человек может поставить автомобиль в гараж или на стоянку, но предпочитает держать его под окнами. Ему так комфортнее. Кроме того, владелец машины в этом случае экономит на оплате официального парковочного места. Но за комфорт принято платить. В Москве сейчас ставят паркоматы — те, кто живут рядом, платят определенную сумму и ставят свои машины возле дома. Те, кто приезжают на время, оплачивают парковку по другому тарифу. В порядке эксперимента, я думаю, можно было бы попробовать сделать что­-то подобное у нас в городе. Если пустить эти деньги на благоустройство, я думаю, можно было бы решить целый букет проблем, и не только со своевременной уборкой дворов. Но, конечно, в Москве есть целая служба, которая следит за выполнением правил. А у нас эти вопросы не отработаны.
И, конечно, в Обнинске просто катастрофически не хватает даже гостевых парковочных мест. Может быть, есть смысл обратиться к еще одному опыту Москвы: парковочные развязки строятся возле метро, торговых центров, и так далее. То есть нужно дать возможность автомобилистам оставлять машину где-­нибудь в другом месте поблизости от дома, но не во дворе. Если людям есть, где встать, они, как правило, неудобств не создают. Как пример, могу привести двор дома №68 по ул.Курчатова — там решен вопрос со стоянкой и нет проблем, связанных с неправильно припаркованными машинами.
Григорий Вайнштейн, директор УК ЖКУ

Сначала подумать

Мне кажется, идея собирать взносы по примеру Финляндии несколько утопичная. У нас менталитет другой, мы не настолько дисциплинированны, как европейцы. Машины люди будут ставить там, где им удобно. Мало кто захочет убирать на ночь машину в Кабицыно, где у нас расположено много гаражных сообществ, если владелец живет, допустим, в 51 мкр. А платить за стоянку во дворе будут только в том случае, если их к этому принудить, что тяжело реализовать технически.

Хаотичная парковка машин — проблема почти  всех обнинских дворов

Хаотичная парковка машин — проблема почти всех обнинских дворов

Вопрос в том, как сделать так, чтобы удобно было максимальному количеству человек — не только владельцам машин, но и окружающим людям. Что мы имеем на сегодняшний день? Дороги в относительно новых дворах имеют ширину 5 м. Это позволяет впритык разъехаться двум машинам. Если расширить проезд, чтобы еще можно было бы и припарковаться, потребуется еще 5 метров ширины дорожного полотна. Да еще нужно учесть необходимое по нормам расстояние от ближайшего дома. В результате территория двора сильно сузится. То есть это не очень хороший вариант, поскольку сейчас плотность застройки в городе высокая.
Не так давно много говорилось об экологических парковках, как о некой панацее. На мой взгляд, они совершенно себя не оправдали. Достаточно взглянуть на экопарковку на Аксенова — она выглядит, словно асфальт на улице Курчатова до ремонта. Когда делается такое сооружение, нужно предусмотреть и водоотвод, и способ уборки этого места. Никакая травка в георешетках в нашем климате при существующих нагрузках на общественных территориях расти не может.
Если подумать о варианте автомобильных стоянок под жилыми домами, то у нас в городе есть такой опыт. Например, дом, спроектированный архитектором Михаилом Белоусовым (ул. Белкинская, 5А). По строительным нормам в таком случае в доме должен быть предусмотрен технический этаж, а въезд на парковку находиться в 15 метрах от дома — то есть в планировочном смысле этот вопрос решить сложно. Кроме того, подобный паркинг сильно поднимает в цене стоимость квадратного метра жилья. Такие решения рентабельны при большой площади застройки, под торговыми и офисными центрами. Например, под таким зданием, как “Триумф-­Плаза”, подземная парковка себя оправдала бы.
Интересное решение — это подземные гаражи под спортивными площадками в 51­-м и 52­-м мкр. Это, на мой взгляд, продуктивный путь. Во-­первых, стоянки приближены к жилью. Во-­вторых, они не отнимают пространство. Однако вспомните, как недовольны были жильцы ближайших домов! Но вопрос с парковками все равно нужно решать. На мой взгляд, было бы правильно убирать парковки под землю дворового пространства. Если грамотно провести строительство, сделать правильную дренажную систему, то сверху можно не только устраивать спортивные и игровые площадки, но и высаживать клумбы, декоративно­-лиственные кустарники и деревья. Это затратные вещи, но они себя очень быстро окупают. И, конечно, при строительстве новых домов вопросы со стоянками нужно решать на фазе проектирования. Иначе наш город никогда не будет комфортным для проживания.
Павел Барсуков, архитектор

А что Вы думаете по этому поводу?