Маэстро Уткин

06.02.2013

В Обнинске впервые выступит Государственный Академический камерный оркестр под управлением нового дирижера.
13 февраля на сцену Дома ученых выйдет прославленный коллектив, один из старейших оркестров страны — ГАКО, но обнинские любители классической музыки услышат его в новом качестве, теперь им руководит хорошо знакомый обнинцам музыкант Алексей Уткин. Алексей Юрьевич, «золотой гобой России», уже лет 10 ежегодно приезжает в наукоград с концертами. Сначала ездил как солист, потом — как руководитель ансамбля «Эрмитаж», а в этот раз он привозит к нам Государственный Академический камерный оркестр, художественным руководителем и дирижером которого стал два года назад. Накануне обнинского концерта маэстро Уткин дал интервью «Новой среде».

Алексей Уткин впервые выступит  в Обнинске как дирижер

Алексей Уткин впервые выступит в Обнинске как дирижер

Новая среда. Правда ли, что вы, возглавив ГАКО, начали делать шоу­-программы на основе классической музыки?
Уткин. Это сильно преувеличено. Само название оркестра подразумевает академизм исполнения. Поэтому большая часть нашей программы будет серьезной. Добавлю, что в Обнинске состоится публичная премьера произведения современного композитора Андрея Рубцова, специально написанного для нашего оркестра, где я впервые буду играть на барочном гобое, инструменте XVII века, вместе с солирующей индийской тростниковой флейтой. Рубцов — молодой талантливый композитор, учившийся в Англии и в Московской консерватории. По образованию блестящий гобоист, как ни странно.
Новая среда. После того, как вы покинули ансамбль «Эрмитаж», что с ним сейчас происходит?
Уткин. «Эрмитаж» существует. Я передал эстафету Александру Гиндину, который с удовольствием взялся за вдохновление этого коллектива. Практически я уже не отвечаю за художественное руководство ансамблем, но мы продолжаем общаться в силу нашей дружбы.
Новая среда. У вас был ансамбль, теперь — камерный оркестр. Хотите ли вы в будущем руководить симфоническим оркестром?
Уткин. Не будем загадывать. Но если мне кто­-то пообещает, что я буду жить очень долго, тогда почему нет? Но сейчас я не стремлюсь к каким-­то укрупнениям, потому что только начал работать с камерным оркестром. Еще потребуется три­-четыре года, чтобы коллектив встал на ноги. На 99% обновился состав. Я ввел свои правила и свое понимание отношения к музыке. И большинство музыкантов, которые воспринимали оркестр, как третью или четвертую работу, решили, что их участие будет слишком большим вложением по времени и по труду. Я допускаю совместительство. Но оркестр для музыкантов теперь является основным местом работы, где они должны отдавать себя полностью.
Новая среда. Почему в провинции концерты классической музыки не собирают полных залов, за исключением «Виртуозов Москвы» Владимира Спивакова и альтиста Юрия Башмета? В лучшем случае — ползала в том же Обнинске.
Уткин. Конечно, надо отдавать отчет, что Владимир Спиваков привозит тщательно и скрупулезно продуманную программу в расчете на то, чтобы публика получила полное удовольствие. Играет значительную роль и масштаб артиста, его известность, информационная и материальная поддержка. «Виртуозы Москвы» имеют большую популярность с начала 80­х годов. Тогда возможности телевидения были иными, чем сейчас. И попадание артиста или коллектива на один из четырех тогдашних телеканалов делало его знаменитым на всю страну.
Новая среда. А как часто вы появляетесь на телеэкране?
Уткин. Довольно редко. И особого стремления у меня к этому нет. Телевидение ищет в артисте те стороны, которые будут интересны аудитории. Чаще всего телевидение записывает программы, которые лично для меня наименее интересны. Поэтому невозможно будет представить наше творчество с помощью телевидения, это станет «кривым зеркалом».
Новая среда. Вы приедете в Обнинск раз в десятый. У вас, Алексей Юрьевич, здесь медом намазано?
Уткин. Я просто уже привык приезжать в обнинский Дом ученых. Не помню, когда я впервые приехал в ваш город, но нас тогда очень хорошо приняли — небольшое количество зрителей, пришедших на концерт, замечательно слушали музыку, и нам это было приятно. Потом — нам надо постоянно выступать. Оркестр, играющий раз в месяц — это неправильно. Коллектив должен быть в форме, в тонусе. И только сцена может стимулировать рост музыкантов. Обнинск — это один из городов, куда мы с удовольствием приезжаем.

А что Вы думаете по этому поводу?