Тихой сапой

30.01.2013

Никто и никогда не мог заподозрить в чиновнике администрации Обнинска Виталии Горшкове выдающегося фотографа-анималиста.
Фотографу-анималисту, впрочем, как и чиновнику, необходимо обладать терпением и выдержкой. Этими качествами Виталий Горшков наделен сполна, ведь на один удачный снимок дикого зверя или птицы в естественных условиях ему приходится тратить не час и не два. Нередко фотографу приходится, затаив дыхание, сидеть в укрытии по нескольку дней ради одного-единственного кадра. Не секрет, что обнинские чиновники служат для остальных
примером скромности, и наш герой здесь не является исключением. Блестящий фотограф, он, нимало не чинясь, неоднократно выполнял рутинные просьбы начальства запечатлеть «для дела» свидетельства очередных успехов обнинских коммунальщиков. О своих же собственных успехах талантливый фотограф-натуралист умалчивал, и о том, что Виталий Горшков второй раз кряду стал лауреатом Московского международного фестиваля дикой природы «Золотая черепаха»,
его всегда информированные коллеги-чиновники узнали непривычно поздно — из газет.
В беседе он был столь же скромен, сколь и в коридорах администрации — чиновник-фотограф охотней рассказывал о других, нежели о себе.
Корр. Виталий, роскошный фотоальбом «Калужские засеки», который ты презентовал на фестивале «Золотая черепаха» — это полностью твоя работа?
Горшков. Моих снимков в этом альбоме около 70%, однако, без моих друзей фотографов-натуралистов это издание не состоялось бы. В альбоме представлены снимки также Павла Грекова, Владислава Новикова, Константина Ширяева и гражданина Испании Хосе Антонио Эрнандес-Бланко. Большую помощь в организации фотосъемок оказал и мой коллега
из Брянска фотограф Игорь Шпиленок, который до недавнего времени был директором заповедника «Брянский лес». И, конечно же, тысяча благодарностей директору «Калужских засек» Сергею Федосееву — он идеолог и инициатор этой непростой и очень интересной работы.
Корр. С директором все понятно. А что же делает гражданин Испании в «Калужских
засеках»?

Горшков. Он там живет и фотографирует волков — он на них специализируется.
Корр. В смысле?
Горшков. Фотосъемка каждого отдельного животного в естественных условиях — это, можно сказать, отдельная профессия, в которой множество сложностей и нюансов.

Виталий Горшков

Виталий Горшков

Например, снимать насекомых очень и очень трудно — в макро-масштабе они невероятно быстро двигаются. А если какая-нибудь букашка ползет по стеблю, качаемому ветром — то тем более. Или возьмите наших барсуков — ночных животных с феноменальным обонянием. Чтобы выследить барсука ночью и сделать всего один достойный снимок, нужно обладать выдержкой снайпера. Своя специфика есть и в съемке волков, зайцев, зубров, бобров…
Корр. А каких животных тебе нравится снимать?
Горшков. Я люблю снимать птиц. У меня на этом птичьем поприще даже есть предметы гордости, можно сказать, научные открытия (смеется). Так, например, снимая серых цапель, я обнаружил у них явление каннибализма — когда цапля поедает своих птенцов. Или возьмем черного аиста.
До недавнего времени не удавалось точно установить факт гнездования этой птицы в Калужской области. Мне же удалось это сделать в заповеднике «Калужские засеки».
Корр. Черного аиста трудно снимать?
Горшков. Есть свои особенности. Эта птица, улетая в жаркие страны, запечатлевает в своем мозгу всю топографию места гнездования до мельчайших деталей. И если по возвращении он заметит какие-то несовпадения с прежней картинкой, то может сменить место. Поэтому укрытие, откуда производилась съемка, приходилось оборудовать на высоте
20 метров во время появления у черного аиста птенцов — занятый кормежкой подрастающего поколения, он становится менее внимательным, но зато привыкает к виду укрытия как к части пейзажа.
Цапли

Цапли

Корр. Виталий, почему ты, мастер фотографии, не снимаешь женщин для глянцевых журналов? Давно бы озолотился.
Горшков. И то верно! (смеется). Нет, женщин снимать не интересно. Вот птиц — да. Особенно в брачный период — у птиц это очень красивый, ни с чем не сравнимый процесс. И всегда есть шанс сделать уникальный неповторимый снимок. К тому же фотография женщины для глянца всегда сколько-нибудь стоит. Снимок же животного или птицы в естественных условиях попросту бесценен.
Корр. У тебя есть дома какие-нибудь животные? Кошка? Собака?
Горшков. У меня есть золотая рыбка и волнистый попугай.
Корр. Рыбка, понятное дело, молчит. А попугай разговаривает?
Горшков. Да, он говорит такие фразы: «Гриша — хорошая птичка», «Гриша — маленький зеленый человечек», «Гриша — летчик».
Корр. Почему он такой разговорчивый?
Горшков. Дело в том, что у него пока нет самки, а общаться птичке хочется. Вот он и разговаривает с людьми от одиночества. Бывает, стресс доходит до такой степени, что птица выщипывает у себя перья. Поэтому у нас сейчас с женой идет «война» на предмет покупки нашему Грише подружки.
Фотосъемкой Виталий Горшков занимается с 4-го класса — папа купил ему фотоаппарат
«Чайка», а мама подарила книгу по фотоохоте. Охота, как известно, пуще неволи, а фотоохота
— втройне. Поэтому на свой первый «Зенит» наш герой долго и упорно зарабатывал деньги во
время поездок «в колхоз» — был в советские времена такой доступный способ. Сейчас иные
времена и иные возможности — с профессиональным «Кэноном» в руках можно с пользой
и радостью проводить свои отпуска на Кольском полуострове, на Байкале, на плато Путорана,
на Таймыре — там тоже есть, чем поживиться бывалому фотоохотнику.

P. S. Газетной площади не хватит, чтобы исчерпывающе рассказать о Виталии Горшкове и его путешествиях в дикой природе. Поэтому предлагаю читателям несколько ссылок
на творчество фотохудожника:
Живой Журнал:
http://vitaly-gorshkov.livejournal.com,
презентация альбома «Калужские засеки»:
http://vitaly-gorshkov.livejournal.com/2658.html,
сайт фестиваля «Золотая черепаха»:
http://animalphoto.ru/ru/,
сайт Московского фестиваля дикой природы:
http://wnfest.ru/,
сайт «Магия тайги»:
http://www.magictaiga.ru/
travel/index11.html

А что Вы думаете по этому поводу?