Колония мягкого режима

24.01.2013

Вышла в свет очередная книга из серии «Музейный проект», посвященная школе­-колонии «Бодрая жизнь» педагога-­реформатора Станислава Шацкого.
Книга написана научным сотрудником Музея истории города Обнинска Ириной Ефимовой и содержит массу уникальных сведений об истории школы­-колонии «Бодрая жизнь», основанной известным русским педагогом Станиславом Теофиловичем Шацким на территории нынешнего Обнинска в 1917 году.
«Организаторы летней трудовой колонии «Бодрая жизнь», — рассказывает Ирина Ефимова, — представили нам картину гармоничного развития детского сообщества. Тысячи мальчишек и девчонок обрели здесь вторую семью, стали людьми «высокой культуры с мозолями на руках». По ее словам, работа собственно над текстом книги заняла у нее полгода. Однако материалы для книги о Шацком начали собирать еще во времена Александра Курбатова — первого директора Музея истории города Обнинска.
«Мне посчастливилось лично общаться не только с самими колонистами, например, с Лидией Качулиной, семьей Скаткиных, но и с дочерью брата Станислава Теофиловича Валентиной Теодоровной — именно она и передала в мои руки богатейший семейный архив Шацких, который ранее нигде и никогда не публиковался», — делится впечатлениями о работе над книгой Ирина Ефимова.
Действительно, в книге о Станиславе Шацком много интересного и любопытного. Так, читатель наверняка обратит внимание, сколь единодушны были братья и сестры Шацкие в оценке своих родителей — те были строги с детьми до жестокости. Не детство ли повлияло впоследствии на выбор жизненного пути Станиславом Шацким? Ведь вместо того, чтобы посвятить себя оперной карьере (он прекрасно пел), потомок польских дворян стал выдающимся русским педагогом.
«Я убеждена, что именно строгое детство заставило Станислава Теофиловича стать педагогом. В семье Шацких дети не видели в родителях друзей, а именно этот мотив стал для создателя «Бодрой жизни» ключевым в выборе дела всей своей жизни, — говорит Ирина Ефимова, — В школе­-колонии между преподавателями и колонистами были очень товарищеские отношения. И учили колонистов только тому, что могло пригодиться им в жизни. Образование было сугубо прикладным — столярное, токарное дело, агрономия и прочие полезные дисциплины и никаких тебе мертвых древнегреческих языков».
Действительно, проанализировав этапы становления трудовой колонии «Бодрая жизнь», процесс ее функционирования в дальнейшем как Первой Опытной станции Наркомпроса, понимаешь, почему ее деятельность вызывала нешуточный интерес отечественных и зарубежных исследователей уже в 20-­30 годы прошлого столетия, вызывает она интерес и сейчас.
P. S. Естественным дополнением к истории колонии «Бодрая жизнь» служит рассказ об испанском детском доме — повествование об испанских детях, проживших на обнинской земле четыре счастливых года и обретших здесь вторую Родину, также входит в содержание новой книги «Музейного проекта».
Как и предыдущие тома «Музейного проекта», книга о колонистах и испанских детях вышла в калининградском издательстве «Аксиос». Издание богато иллюстрировано и выпущено тиражом 1000 экземпляров.
Презентация книги состоится в Музее истории города Обнинска. О дате и времени будет сообщено дополнительно.

А что Вы думаете по этому поводу?