Гости из прошлого

16.01.2013

Обнинская земля связана с жизнью многих великих людей.
Строительство Обнинска началось в 1946 году, однако история города намного древнее. Люди жили здесь издавна, начиная с I тысячелетия до н.э. жизнь здесь не замирала. А где люди, там и их гости, в том числе великие и известные, «из учебников истории»: Пушкин, Шаляпин, Гагарин, Жуков и многие другие.

Великие музыканты

Известно, что первым владельцем дачи в Буграх (ныне — в Кончаловском лесу) был Иван Иванович Трояновский, знаменитый московский врач, коллекционер картин, один из основателей «Общества свободной эстетики». Иван Иванович водил дружбу со многими деятелями искусств, с «людьми из учебника». В первой части «Гостей из прошлого» мы написали о знаменитых художниках, которые приезжали в наши края, благодаря Трояновскому и его соседям и родственникам Обнинским. Сегодня речь пойдет о великих музыкантах.

Федор Шаляпин

Трояновский, как сейчас бы сказали, был музыкантом-­любителем высокого уровня. Он хорошо играл на рояле, пел, и вполне бы мог состояться как артист, но выбрал другую профессию. В его московской квартире и на даче в Буграх часто давались любительские концерты, в которых участвовали известные на рубеже XIX-XX вв. музыканты, но не всем же суждено войти в историю искусств. А Федор Иванович Шаляпин в особых представлениях не нуждается. Имя символа русской оперы на слуху у многих. Трояновский познакомился с молодым певцом, когда того пригласили солистом в Частную оперу Мамонтова в 1896 году. Добрейшей души человек, Иван Иванович стал привечать талантливого исполнителя, и тот часто бывал у него в гостях в московской квартире — они приятельствовали. Шаляпин познакомился с многочисленной родней Трояновского, из которой он выделял Лидочку Обнинскую, племянницу доктора.
В марте 1901 года Шаляпин впервые в своей карьере выступал в миланском театре «Ла Скала», пел партию Мефистофеля. Из Италии он отправил открытку 14­-летней девушке — свою фотографию в сценическом образе. На ней сделал надпись — «Не пугайтесь, милая барышня Лидочка, — это я страшный нарочно. Шлю Вам мой привет. Федор Шаляпин».
Слава Шаляпина росла, он пел в двух главных оперных театрах страны — Большом и Мариинском. Но это не мешало приятельским отношениям с Трояновским. Сохранилось письмо Ивана Ивановича, написанное художнику Аполлинарию Васнецову в 1903 году: «Милые, хорошие мои первый сорт художники: Аполлинарий Михайлович и Михаил Васильевич (Нестеров — А.С.), спешу Вам сообщить, что завтра, в пятницу, я уговорил Ф. Шаляпина ехать со мной к блаженнейшему Виктору (Васнецову — А.С.), патриарху нашей живописи, часов в 8 вечера: аккомпанировать будет моя Аннушка (жена Трояновского — А.С.) и мой друг Кочетов — всех везу с собой. Ваш антрепренер Ив. Трояновский».
Не раз и не два Шаляпин приезжал на дачу Трояновского в Бугры. Наталья Кончаловская, дочь художника Петра Кончаловского, будущего владельца дачи, вспоминала: «Сколько юмора, сколько остроумия и какая непринужденность царили в Буграх, когда туда приезжали московские гости! Здесь пел Шаляпин, шумели за столом знаменитые актеры МХАТа Москвин, Тарханов, Качалов. А сам Иван Иванович, невысокий, худой, с острыми чертами лица, поначалу пугал пронизывающим взглядом серых глаз и отрывистой речью, но был удивительно добр и демократичен». Кстати, дети Шаляпина находились под его врачебным попечением. После революции Шаляпин эмигрировал, но связи с друзьями не терял. Однажды он прислал Трояновскому посылку — граммофон, чтобы тот мог слушать голос певца в записи. Сохранилось и письмо Шаляпина дочери, там есть такие строки: «Ив.Ив. Трояновскому напишу и пришлю на твой адрес. Поцелуй его, милого старика».

Сергей Прокофьев

В 1930 году известный художник Петр Кончаловский купил Бугры у Анны Трояновской, дочери Ивана Ивановича, который в 1928 году умер и был похоронен у Белкинской церкви — камень на его могиле сохранился до наших дней. Художник купил не всю дачу — за прежней владелицей остался флигель.

Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев

Кончаловский продолжил хлебосольную традицию Трояновских. В гостях у него было немало великих людей. Один из них — Сергей Прокофьев, великий композитор. Они познакомились в 1933 году в Москве на выставке Кончаловского и подружились, обнаружив сходство взглядов на жизнь и искусство.
В мае 1934 года Прокофьев приехал в Бугры, и здесь Петр Петрович написал его знаменитый портрет. «Май был холодный, и мой милый натурщик мерз в летнем костюме, который я выбрал для портрета, и мы время от времени принуждены были согреваться у буфета, где нам готовили рюмочку настойки», — вспоминал Петр Петрович.
Прокофьев, живя в Буграх, любил совершать утренние прогулки. «Возвращаясь к утреннему кофе, он восторженно рассказывал о виденном: какими дорогами он проходил, какие ручьи и овраги ему пришлось переходить, как он попал на реку, видел стадо, слушал трубу пастуха, неожиданно вышел на шоссе и к ж/д мосту. В этих прогулках он, видимо, черпал свое вдохновение и тотчас записывал на нотной бумаге, что являлось ему во время прогулок», — писал о своем друге Кончаловский. Пеший круг, который совершал Прокофьев, получался приличным — от Кончаловской дачи до нынешнего кинотеатра «Мир», потом оврагами до Протвы, дальше вниз по течению до железной дороги, и уже оттуда обратно на дачу — километров десять, если не больше.
Сергей Сергеевич не мог жить без работы, здесь, в Буграх, он сочинил музыку к фильму «Поручик Киже».

Николай Метнер

Семья Трояновских была в очень хороших отношениях со знаменитым композитором, профессором Московской консерватории Николаем Карловичем Метнером. Он часто бывал в Буграх до революции, а в 1918 году даже поселился здесь надолго. Метнер находился тогда в крайне затруднительном материальном положении, и дочь Трояновского Анна Ивановна предложила ему недели две погостить на даче. Там стоял превосходный рояль, и Николай Карлович часами сидел за инструментом, разбирая наброски старых музыкальных тем, чтобы объединить их в единый цикл «Забытые мотивы». Тем временем советская власть лишила его московской квартиры — возвращаться стало некуда. Трояновские решили оставить семью Метнеров у себя на даче до лучших времен. Когда об этом сообщили Николаю Карловичу, он засмеялся и сказал: «Теперь я совсем уже Nicolas ни двора».
Метнеру пришлось задержаться в Буграх до октября 1920 года. Жили скудно, питались мороженной картошкой. Николай Карлович страдал из-­за отсутствия табака, и пытался заменить его разными сушеными душистыми травками. Обстановка тем не менее была далека от печали. «Полное наше одиночество в лесу, зима за темными окнами и богатство фортепианной звучности под его руками — все это производило на нас волшебное впечатление», — написала потом в воспоминаниях Анна Трояновская. Осенью 1921 года Метнер эмигрировал из страны, но навсегда сохранил ее в своем сердце. У него есть пьеса «Русская сказка», она написана в память о Буграх.

Святослав Рихтер

Святослав Рихтер

Святослав Рихтер

«Анна Ивановна Трояновская — моя большая приятельница, у которой я провел много часов моей жизни, я у нее занимался, я у нее пробовал писать пастелью… Истинная москвичка, приятельница дома Шаляпиных, Станиславских» — эти строчки принадлежат выдающемуся пианисту XX века Святославу Теофиловичу Рихтеру. Познакомились они в 1943 году, когда Рихтер учился в консерватории. Анна Ивановна была много старше его и стала покровительствовать молодому человеку, разглядев в нем необыкновенный талант. Она приглашала его в московскую квартиру, где он мог заниматься на рояле «Бехштейн», том самом, на котором играл Метнер. Музицировал подчас за полночь, чем вызывал раздражение соседей. Анна Ивановна подкармливала гениального студента, учила его рисованию. А когда Рихтер стал всемирно известным пианистом, привозил ей с зарубежных гастролей всякие вкусности.
В 40­-50­-е годы они вместе неоднократно ездили в Бугры, где жили во флигеле. Рихтер вспоминал: «Кончаловского я встречал, когда жил у Анны Ивановны в Буграх. Изредка слышал прекрасный баритон Петра Петровича, напевавшего итальянские каватины во время работы». Бывало, Святослав Теофилович захаживал к нему в гости, его просили сыграть. «В нашем доме его звали Слава, — вспоминал Андрей Кончаловский, внук художника. — Однажды он играл на даче у деда и так вдохновенно, что сломал педаль. Затем приходил извиняться».
Дружили Рихтер и Трояновская вплоть до ее смерти. Умерла она 92­-х лет от роду в 1977 году. А Святослав Теофилович прикипел душой к Калужскому краю. В десяти километрах от Тарусы в уединенном месте на высоком берегу Оки он построил дом, в котором жил почти каждое лето.

А что Вы думаете по этому поводу?