Гости из прошлого
16.01.2013
Обнинская земля связана с жизнью многих великих людей.
Строительство Обнинска началось в 1946 году, однако история города намного древнее. Люди жили здесь издавна, начиная с I тысячелетия до н.э. жизнь здесь не замирала. А где люди, там и их гости, в том числе великие и известные, «из учебников истории»: Пушкин, Шаляпин, Гагарин, Жуков и многие другие.
Великие музыканты
Известно, что первым владельцем дачи в Буграх (ныне — в Кончаловском лесу) был Иван Иванович Трояновский, знаменитый московский врач, коллекционер картин, один из основателей «Общества свободной эстетики». Иван Иванович водил дружбу со многими деятелями искусств, с «людьми из учебника». В первой части «Гостей из прошлого» мы написали о знаменитых художниках, которые приезжали в наши края, благодаря Трояновскому и его соседям и родственникам Обнинским. Сегодня речь пойдет о великих музыкантах.
Федор Шаляпин
Трояновский, как сейчас бы сказали, был музыкантом-любителем высокого уровня. Он хорошо играл на рояле, пел, и вполне бы мог состояться как артист, но выбрал другую профессию. В его московской квартире и на даче в Буграх часто давались любительские концерты, в которых участвовали известные на рубеже XIX-XX вв. музыканты, но не всем же суждено войти в историю искусств. А Федор Иванович Шаляпин в особых представлениях не нуждается. Имя символа русской оперы на слуху у многих. Трояновский познакомился с молодым певцом, когда того пригласили солистом в Частную оперу Мамонтова в 1896 году. Добрейшей души человек, Иван Иванович стал привечать талантливого исполнителя, и тот часто бывал у него в гостях в московской квартире — они приятельствовали. Шаляпин познакомился с многочисленной родней Трояновского, из которой он выделял Лидочку Обнинскую, племянницу доктора.
В марте 1901 года Шаляпин впервые в своей карьере выступал в миланском театре «Ла Скала», пел партию Мефистофеля. Из Италии он отправил открытку 14-летней девушке — свою фотографию в сценическом образе. На ней сделал надпись — «Не пугайтесь, милая барышня Лидочка, — это я страшный нарочно. Шлю Вам мой привет. Федор Шаляпин».
Слава Шаляпина росла, он пел в двух главных оперных театрах страны — Большом и Мариинском. Но это не мешало приятельским отношениям с Трояновским. Сохранилось письмо Ивана Ивановича, написанное художнику Аполлинарию Васнецову в 1903 году: «Милые, хорошие мои первый сорт художники: Аполлинарий Михайлович и Михаил Васильевич (Нестеров — А.С.), спешу Вам сообщить, что завтра, в пятницу, я уговорил Ф. Шаляпина ехать со мной к блаженнейшему Виктору (Васнецову — А.С.), патриарху нашей живописи, часов в 8 вечера: аккомпанировать будет моя Аннушка (жена Трояновского — А.С.) и мой друг Кочетов — всех везу с собой. Ваш антрепренер Ив. Трояновский».
Не раз и не два Шаляпин приезжал на дачу Трояновского в Бугры. Наталья Кончаловская, дочь художника Петра Кончаловского, будущего владельца дачи, вспоминала: «Сколько юмора, сколько остроумия и какая непринужденность царили в Буграх, когда туда приезжали московские гости! Здесь пел Шаляпин, шумели за столом знаменитые актеры МХАТа Москвин, Тарханов, Качалов. А сам Иван Иванович, невысокий, худой, с острыми чертами лица, поначалу пугал пронизывающим взглядом серых глаз и отрывистой речью, но был удивительно добр и демократичен». Кстати, дети Шаляпина находились под его врачебным попечением. После революции Шаляпин эмигрировал, но связи с друзьями не терял. Однажды он прислал Трояновскому посылку — граммофон, чтобы тот мог слушать голос певца в записи. Сохранилось и письмо Шаляпина дочери, там есть такие строки: «Ив.Ив. Трояновскому напишу и пришлю на твой адрес. Поцелуй его, милого старика».
Сергей Прокофьев
В 1930 году известный художник Петр Кончаловский купил Бугры у Анны Трояновской, дочери Ивана Ивановича, который в 1928 году умер и был похоронен у Белкинской церкви — камень на его могиле сохранился до наших дней. Художник купил не всю дачу — за прежней владелицей остался флигель.

Сергей Прокофьев
В мае 1934 года Прокофьев приехал в Бугры, и здесь Петр Петрович написал его знаменитый портрет. «Май был холодный, и мой милый натурщик мерз в летнем костюме, который я выбрал для портрета, и мы время от времени принуждены были согреваться у буфета, где нам готовили рюмочку настойки», — вспоминал Петр Петрович.
Прокофьев, живя в Буграх, любил совершать утренние прогулки. «Возвращаясь к утреннему кофе, он восторженно рассказывал о виденном: какими дорогами он проходил, какие ручьи и овраги ему пришлось переходить, как он попал на реку, видел стадо, слушал трубу пастуха, неожиданно вышел на шоссе и к ж/д мосту. В этих прогулках он, видимо, черпал свое вдохновение и тотчас записывал на нотной бумаге, что являлось ему во время прогулок», — писал о своем друге Кончаловский. Пеший круг, который совершал Прокофьев, получался приличным — от Кончаловской дачи до нынешнего кинотеатра «Мир», потом оврагами до Протвы, дальше вниз по течению до железной дороги, и уже оттуда обратно на дачу — километров десять, если не больше.
Сергей Сергеевич не мог жить без работы, здесь, в Буграх, он сочинил музыку к фильму «Поручик Киже».
Николай Метнер
Семья Трояновских была в очень хороших отношениях со знаменитым композитором, профессором Московской консерватории Николаем Карловичем Метнером. Он часто бывал в Буграх до революции, а в 1918 году даже поселился здесь надолго. Метнер находился тогда в крайне затруднительном материальном положении, и дочь Трояновского Анна Ивановна предложила ему недели две погостить на даче. Там стоял превосходный рояль, и Николай Карлович часами сидел за инструментом, разбирая наброски старых музыкальных тем, чтобы объединить их в единый цикл «Забытые мотивы». Тем временем советская власть лишила его московской квартиры — возвращаться стало некуда. Трояновские решили оставить семью Метнеров у себя на даче до лучших времен. Когда об этом сообщили Николаю Карловичу, он засмеялся и сказал: «Теперь я совсем уже Nicolas ни двора».
Метнеру пришлось задержаться в Буграх до октября 1920 года. Жили скудно, питались мороженной картошкой. Николай Карлович страдал из-за отсутствия табака, и пытался заменить его разными сушеными душистыми травками. Обстановка тем не менее была далека от печали. «Полное наше одиночество в лесу, зима за темными окнами и богатство фортепианной звучности под его руками — все это производило на нас волшебное впечатление», — написала потом в воспоминаниях Анна Трояновская. Осенью 1921 года Метнер эмигрировал из страны, но навсегда сохранил ее в своем сердце. У него есть пьеса «Русская сказка», она написана в память о Буграх.
Святослав Рихтер

Святослав Рихтер
В 40-50-е годы они вместе неоднократно ездили в Бугры, где жили во флигеле. Рихтер вспоминал: «Кончаловского я встречал, когда жил у Анны Ивановны в Буграх. Изредка слышал прекрасный баритон Петра Петровича, напевавшего итальянские каватины во время работы». Бывало, Святослав Теофилович захаживал к нему в гости, его просили сыграть. «В нашем доме его звали Слава, — вспоминал Андрей Кончаловский, внук художника. — Однажды он играл на даче у деда и так вдохновенно, что сломал педаль. Затем приходил извиняться».
Дружили Рихтер и Трояновская вплоть до ее смерти. Умерла она 92-х лет от роду в 1977 году. А Святослав Теофилович прикипел душой к Калужскому краю. В десяти километрах от Тарусы в уединенном месте на высоком берегу Оки он построил дом, в котором жил почти каждое лето.
А что Вы думаете по этому поводу?