Проценты радости
26.12.2012
Обнинские магазины не особенно радуют горожан новогодними распродажами: если что-то и продается со скидкой, то чаще всего это либо вещь из старой коллекции, либо товар из сильно ограниченного списка.
Когда по телевизору показывали репортажи из США про «черную пятницу» — традиционный день, когда большинство крупных магазинов объявляют небывалые рождественские распродажи, наш российский зритель смотрел на штурм и драки в торговых залах с недоумением: мол, разве можно так убиваться ради телевизора или смартфона? Оказывается, можно! Если вещь отдают за треть или четверть стоимости…
В нашей стране хоть и нет таких традиций вроде «черной пятницы», но, к примеру, столичные магазины что есть силы зазывают значительными скидками. Например, один пафосный салон красоты делает 84% скидки на модную стрижку лесенкой — в результате услуга стоит как в обычной обнинской парикмахерской. Магазины брендовой одежды распродают все со скидкой от 30 до 90%! С такой же скидкой можно купить и, например, такой недешевый товар, как ковер.
Обнинцам же о таких значительных скидках остается только мечтать. Мини-аналог штатовской «черной пятницы» накануне Нового года в нашем городе случился лишь однажды: два года назад, когда открывалась «Триумф-Плаза». Очевидцы вспоминают, что когда закончилась обзорная экскурсия для VIP-персон, и двери торгового центра открыли для всех желающих, толчея была как в московском метро в час пик. Хотя каких-то особенных скидок тогда тоже не давали — новогодний ажиотаж, а также ажиотаж от открытия крупного торгового центра сам по себе делал кассу…
Вот и нынешний сезон обходится пока без каких-то особенных мегараспродаж. Объявленные скидки действовали очень и очень короткий срок. Например, известный парфюмерный магазин «Летуаль» объявил о грандиозной скидке в 40% на все товары. Правда, действовало предложение всего четыре дня — с 17 по 21 декабря… Магазин одежды Inciti тоже отдавал задешево вещи — минус 50% обещала реклама! — но это касалось осенне-зимней коллекции… Ювелирный бутик Kristall подарил дополнительные 13% к дисконтной карте на весь декабрь. Но если вспомнить прошлые неновогодние акции, были предложения гораздо щедрее — 25-30%: то на колье, цепи и браслеты, то на комплекты, то на цветные камни… «Колизей» при покупке от 7 тыс. руб. дарил подарки и бонусы на скидочные карты — но и эта акция закончилась за неделю до Нового года. «Технопарк» при покупке от 1 тыс. руб. дарит 25% скидку, но на январские покупки…
Но если эти магазины хотя бы делают какие-то предложения, то спортивные отделы вообще не спешат объявлять новогодние скидки: если у вас есть карта — то да, а если нет — то, увы, коньки да лыжи придется покупать за полную стоимость. Жадничают и книжные магазины: лучший подарок будет стоить столько, сколько стоит обычно…

Горячие дни в обнинских магазинах
Впрочем, профессиональные шопперы рекомендуют не сильно-то обольщаться насчет распродаж — даже самых заманчивых: иногда в реальности никакой скидки нет! Например, висела маечка за 1600 руб., а потом вуаля! — и на ее ценнике появилась как будто бы старая перечеркнутая цена в 2 000 руб., и новая, с учетом 20%-й скидки — 1600 руб… Но тут уж вам решать — сколько вы готовы заплатить за понравившуюся вещь.
Главное, о чем следует помнить — что во время акций действуют все правила торговли, и даже уцененную вещь, купленную на распродаже, можно вернуть обратно — из-за брака или даже из-за того, что она просто вам не понравилась. Хотя нередко продавцы этим правилом пренебрегают: в магазинах можно встретить объявления типа «вещи, проданные по скидкам и акциям, обмену и возврату не подлежат». В Управлении потребительского рынка говорят: «Такие предупреждения противоречат действующему законодательству!» Пожалуй, единственное исключение в этом составляют уцененные по какому-то определенному недостатку товары — скажем, у блузки отсутствует пуговичка и ее уценили на 5%. Вы не можете предъявлять претензии только по этой пуговице, а вот если шов разойдется — не только можете, но и имеете полное право (см. врезку)!
В управлении потребительского рынка администрации Обнинска предупреждают: распродажа или обычный день, скидка или полная стоимость, уценка старой коллекции или новомодная вещица — перед законом все купленные товары равны. Если потребителю продан товар ненадлежащего качества, потребитель имеет право:
— обменять его на качественный товар;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи;
— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— потребовать устранения недостатков в товаре.
Защитники прав покупателей акцентируют: не надо путать продажу уцененного товара, то есть товара, уцененного по какому-либо недостатку, и товара, проданного по акции со скидкой. Если потребителя информировали в письменном виде о том, что проданный ему товар уценен по какому-либо недостатку, то потребитель уже не может предъявить продавцу претензию по этому недостатку. А по остальным — может.
Иногда продавец требует вместе с некачественным товаром вернуть и коробку: порой это даже является условием приема бракованной вещи. Однако в управлении потребительского рынка говорят: требование наличия упаковки, ярлыков при возврате товара ненадлежащего качества противоречит действующему законодательству. «Другое дело, когда потребитель желает обменять в течение 14 дней (не считая дня покупки) непродовольственный товар надлежащего качества, не подошедший по размеру, расцветке, фасону, габаритам, комплектации, — говорит специалист управления Иван Литвинов. — В этом случае товар должен иметь товарный вид, потребительские свойства, не быть в употреблении, должны быть сохранены фабричные ярлыки, пломбы изготовителя».
А что Вы думаете по этому поводу?