Откровение от Познера

13.12.2012

20 декабря в Доме ученых состоится творческий вечер Владимира Познера, лучшего интервьюера страны.
Судьба Владимира Познера удивительна. Родился в Париже, детство и юность провел во Франции и США, и, как не раз признавался, в России не чувствует себя дома, здесь его держит только работа. Он не говорил по­-русски до 18 лет, его родные языки — французский и английский, русский ему пришлось выучить. Поначалу и не думал становиться журналистом — окончил биолого-­почвенный факультет МГУ.
Однако пропагандистской машине СССР очень нужны были люди, свободно говорившие на иностранных языках, и Познер много лет служил в иновещании, рассказывая на английском в радиоэфире о достижениях советского строя. Но это было очень давно.
Звезда Познера взошла благодаря телемостам между СССР и США в конце 80-­х. В народной памяти от тех прямых эфиров осталась одна фраза «В СССР секса нет», вылетевшая у одной из участниц передачи.
С тех пор Владимир Владимирович был ведущим нескольких программ, в основном ток­-шоу и интервью. Сейчас в эфире идет еженедельная передача «Познер» — часовое интервью известного гостя, крупного политика или деятеля культуры. Познер остался чуть ли не единственным телеведущим метровых каналов, исповедующим либеральные взгляды, остальных за последние 10 лет отстранили от эфира. При этом он продолжает задавать весьма неудобные вопросы политикам — о свободе слова, цензуре, коррупции и т.д.
Авторитет Познера в профессиональном сообществе непререкаем. Был президентом Академии российского телевидения, которая определяет, кому достанутся высшие премии российского ТВ — «Тэффи». Он же многократно возглавлял жюри на региональных конкурсах телевизионного мастерства. В моей жизни были две встречи с Познером, об одной из них, в Нижнем Новгороде, на конкурсе «Новости — время местное» расскажу.

Владимир Познер

Владимир Познер

Это случилось в феврале 2000 года, и уже тогда Владимир Владимирович воспринимался аксакалом российского телевидения. Однажды он, собрав вокруг себя региональных телевизионщиков, начал неспешную беседу о профессии:
«Было время, когда в нашей стране все с телеэкрана говорили одно и то же, особенно, если это касалось политики, — рассказывал Познер. — Журналистов тогда называли бойцами идеологического фронта. Все они были одинаковые, но один выделялся, и люди его обожали. Я говорю об Александре Каверзневе. Он говорил то же самое, что и Валентин Зорин и все остальные. В чем же был секрет? А дело в том, что он «пробивал экран» и говорил с каждым отдельно взятым человеком. У него была хитринка в глазах, и каждый думал: это он говорит с ним лично. Умение «пробивать экран» — талант, он либо есть, либо его нет. Но этому можно научиться. Настраивайтесь на разговор с экрана не с тысячами, не с миллионами, а с одним человеком.
Телевизионный ящик — интересная вещь. Благодаря нему вы входите в интимный контакт с людьми. Вы входите к ним в спальню, потому что там стоит этот ящик, на кухню и вообще становитесь членом этого дома. Я помню, мне одна женщина сказала, что она знает меня интимно. Я удивился: «Мы вроде с вами не знакомы». Она объяснила: «Я люблю смотреть телевизор, лежа в постели, он стоит напротив, и вас я там вижу между пальцев своих ног».
Еще Познер поставил слушавших его телевизионщиков перед выбором: «Представьте себе ситуацию: вы берете интервью у министра обороны своей страны. Вы в его кабинете, сидите у его стола. Вдруг он после телефонного разговора извиняется и говорит, что ему надо на минуту выйти. Вы остаетесь, и, как журналист, начинаете смотреть, что лежит на его столе. Вы ничего не трогаете, только смотрите. Вы же, как журналист, умеете читать вверх ногами. И вы видите, что министр допустил страшную оплошность. На столе остался лежать документ, из которого явно следует, что через десять дней ваша страна объявит войну другой стране. Как вы поступите? Сообщите ли об этом своему зрителю?»
Мнения разделились. Одни говорили о том, что такую тайну ни в коем случае нельзя обнародовать, потому что это нанесет ущерб государственным интересам. Другие считали, что журналист в данном случае обязан рассказать о том, что узнал. Итог дискуссии подвел Познер: «Как можно скрыть от народа то, что собираются объявить войну, как? Я не государственный деятель, я не украл этот документ, я не давал подписки о неразглашении. Наоборот, я, когда начинал работу, то сам себе дал подписку о разглашении. А любая власть, российская она или американская, по природе своей информацию скрывает. Нужно понимать, что СМИ существуют для информации, а не для дезинформации».
С тех пор прошло 13 лет. Время изменилось. Узнав о том, что к нам едет Познер, я в качестве анонса его выступления решил взять у него интервью. Технология в подобной ситуации обычно такая — через организаторов мероприятия связываешься с менеджером или директором «звезды» и отправляешь электронной почтой вопросы. На удивление менеджер телеведущего, как мне сказали организаторы творческого вечера, отказался передать их Владимиру Владимировичу, мол, «сформулированы некорректно». Вот такой странный фильтр. Неужели Познер стал избегать острых и, возможно, неудобных вопросов? Однако заявлено, что запретных тем на выступлении Владимира Владимировича в Доме ученых не будет.

К публикации “Откровение от Познера”
комментариев: 2

  1. Ренат,
    Декабрь 13, 2012 9:11

    Пришлите Ваши вопросы, написав их используя форму обратной связи

  2. Old Pergunt,
    Январь 23, 2013 16:21

    Аксакал ВВП, конечно, образованный человек, однако на звание Совесть Нации он не тянет. Однако постоянно нескромно дает понять, что у него имеется некий патент на нравственное превосходство над остальными. Свойство, типичное для интеллигента.

А что Вы думаете по этому поводу?