Послушаем?

13.12.2012

Жители Обнинска регулярно жалуются на то, что их мнение по важнейшим вопросам городской жизни не учитывается. При этом на публичные слушания, как правило, ходит не больше десятка человек. Парадокс.
Так нужны ли городу публичные слушания, или они выполняют чисто формальную функцию?
Положения о правилах проведения публичных слушаний прописаны законодательно. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Обязательно с населением должны обсуждаться три вопроса: проект устава муниципального образования; проект бюджета и отчет о его исполнении; различные вопросы из области градостроительства, которые, как правило, становятся для горожан самыми «горячими». По той простой причине, что касаются людей самым непосредственным образом. Но при этом надо помнить — публичные слушания уведомляют о «воле народа», но никак не отдают приказания его «слугам». Проще говоря, разрешить или запретить то или иное действие вне компетенции публичных слушаний.
С теорией все ясно. А как складывается практика? Действительно ли люди могут повлиять на принятие важных для себя решений через публичные слушания?

Публичные слушания — метод выражения воли насе- ления. Но порядок их проведения «морально устарел»

Публичные слушания — метод выражения воли насе- ления. Но порядок их проведения «морально устарел»

Заместитель председателя городского Собрания Владимир Наволокин считает, что публичные слушания свою роль выполняют. И каждый житель города при желании может выразить пожелания и предложения, которые впоследствии заносятся в протокол. «Число пришедших не играет роли, — говорит Владимир Васильевич. — Я считаю, людям предоставлено право высказаться, а уж пользоваться им или нет, каждый решает сам. Мы каждый раз принимаем меры, чтобы важный для общественности вопрос был доведен до сведения жителей города. Это не только публикации в СМИ, но и объявления непосредственно на жилых домах».
Правозащитница и депутат ГС Татьяна Котляр уточняет — в том, что в публичных слушаниях принимает участие небольшое число жителей, есть вина администрации — тот же бюджет доносится до населения в виде неудобоваримых цифр. «Нужно приводить проект бюджета в такой вид, чтобы он был понятен любому человеку с высшим образованием, — объясняет свою позицию Татьяна Михайловна. — И, конечно, у нас, депутатов, должна иметься возможность внесения значимых корректив после того, как избиратели выскажут свою волю. То, что происходит сейчас — просто людоедский подход. Например, мы не смогли «протолкнуть» три миллиона на лекарства для вновь выявленных онкобольных».
В период перед последними думскими выборами, на одном из круглых столов экс-­депутат городского Собрания, бизнесмен Леонид Катухин высказывался о публичных слушаниях достаточно саркастично. Мол, все знают, кто на них ходит — городская администрация да городские же сумасшедшие.
По поводу посещаемости публичных слушаний мнение Леонида Федоровича не изменилось до сих пор: ходят туда, по его выражению, «полтора человека». Но при этом именно публичные слушания могут стать действительно важным, и более того, единственно реально действующим методом выражения воли населения.
«Положение о публичных слушаниях прописывалось лет пятнадцать назад. С тех пор оно не корректировалось и серьезно отстало от жизни. Мнение горожан нужно выявлять не путем их сбора в присутственных местах, а методом заочного голосования. В том числе и через Интернет. Только в этом случае мы будем оперировать действительно значимыми цифрами», — считает Леонид Катухин.

А что Вы думаете по этому поводу?