Цепкий взгляд

28.11.2012

Вячеслав Хатюшин обладает редким качеством среди фотографов. Он может удивить и заставить задуматься.
Пришел на один из концертов в ГДК, а там перед входом в зал — выставка фотографий. Сразу же взгляд зацепился за серию фотографий аистов. Особенно потрясла одна из них — крупная птица, расправив крылья, парит над перелесками. Аист снят чуть ли не в упор, высота точки съемки — метров сто, наверное. Как же это? Неужели фотограф на дельтаплане гонялся за птицей? Называется фотография «Небесный странник». Автор работы и всей выставки — Вячеслав Хатюшин.
Конечно, с таким мастером захотелось встретиться. И вот почему. Сейчас благодаря цифровым технологиям каждый второй — фотограф. А что, казалось бы, снимать проще всего? Природу, конечно, — красивые закаты, куст ракиты над рекой, капельку дождя, висящую на веточке. Знаю я одного такого съемщика — щелкнет, как паутинка висит на елочке, и гордится собой на полном серьезе: «Гениальный кадр!» Попробовал бы хоть воробья снять для разнообразия. Но это уже тяжелее — воробей­-то вертится. Кто пытался, знает. А у Вячеслава Хатюшина на выставке в ГДК целая серия снимков о танцах аистов в небе. Да и много других работ — пейзажи, серия женских портретов, жанровые зарисовки.
Встретились мы около его фотографий. Так мастер захотел, чтобы удобнее было давать пояснения. Невысокого роста, худощавый, выглядит значительно моложе своих пенсионных лет. Волка ноги кормят, вспомнилась поговорка. Так и есть — тех же аистов Вячеслав Алексеевич ездил снимать в Трубино. А уж терпения пришлось набраться для такой съемки — птицы же специально не позируют. «Аисты всегда возвращаются в свое гнездо, — рассказывает фотограф. — И за одной семьей, которая гнездится в Трубино, я наблюдаю уже несколько лет.

Вячеслав Хaтюшин. Небесный странник

Вячеслав Хaтюшин. Небесный странник

Эту серию снимков мне посчастливилось сделать, когда пара аистов пыталась научить своих птенцов летать. Они долго кружили над ними, показывали, как надо, звали в небо. Птенцы робко пробовали, даже поднимались на три метра от гнезда, но боялись лететь дальше. А я из засады все снимал и снимал». Современная техника значительно облегчает жизнь фотографу. «Мой объектив удерживает движущийся объект в постоянном фокусе, только и слышишь как электромоторчик линзы двигает», — объясняет фотограф. В советское время он для подобных съемок использовал фоторужье: «Это тяжелая штуковина с очень неудобной наводкой на резкость». Так что сейчас мастер, выезжая на природу, не знает горя.
— Какая из ваших выставочных работ самому больше нравится?
— Вот эта, «Пастораль» (утренний сельский пейзаж в тумане — А.С.). Кажется, мне удалось передать нежное настроение природы, эта фотография звучит, как тихая музыка.
— А вот здесь, признайтесь, глобус сами в муравейник бросили? (на фото под названием «Глобализация» муравьи бегают по глобусу — А.С.)
— Конечно, это постановочный кадр. Мне захотелось высказаться на тему взаимопроникновения культур, потери национальных традиций. Это такая аллегория.
Хатюшин начал фотографировать поздно, в 25 лет. Первой камерой была пластмассовая детская «Смена­-8». Понравилось. За уроками мастерства пришел в городской фотоклуб «Атом», и вскоре с этюдом «Ромашки» попал на всероссийский конкурс среди любителей и получил диплом I степени. Потом будет много всяких конкурсов и побед. Долго работал простым рабочим, но потом перешел в профессионалы. Сначала был фотографом в Обнинском управлении строительства, потом перешел в горбыткомбинат, снимал в ателье, в школах, на свадьбах. Комбинат в новое время закрылся, и Хатюшин ушел на вольные хлеба. Это ему понравилось: «Я с облегчением вздохнул. Наконец­-то смогу заняться чем хочу, художественной фотографией». И уже много лет не снимает на заказ, только для души. Оттого, наверное, его снимки так трогают, легко находя путь к сердцам других людей.
— Скажите, а «Небесного странника» с дельтаплана снимали?
— Нет. История такая. Аиста я снял с высокого косогора длиннофокусным объективом, вышло так, что я оказался с ним на одном уровне. А фон снят отдельно — с крыши дома в «Солнечной долине». Это вид на Протву. Потом наложил одно изображение на другое.
В конце встречи Вячеслав Алексеевич протягивает мне рукописный листок: «Вот цитата из «Бегущей по волнам» Александра Грина. Эти слова многое объясняют в моем творчестве. Пожалуйста, опубликуйте». Просьбу выполняю.
«Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватываясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты? Но время идет, и мы плывем мимо высоких туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня».

А что Вы думаете по этому поводу?