А судьи кто?

23.11.2012

Директоров школ теперь будут выбирать по конкурсу.
Недавно российское правительство приняло программу развития образования до 2020 года — пухлый документ на 250 страницах. Содержание привычное и традиционное: «повысить, углубить, расширить». Возможно, это событие прошло бы и не сильно замеченным, если бы не одно обстоятельство. Есть в программе интересная фраза, по поводу которой учительские форумы в Интернете просто кипят: «Планируется переход на конкурсную основу отбора руководителей общеобразовательных организаций с публичным представлением кандидатами программ развития организаций».
Значит ли, что конкурсная основа отбора — это выборы директора школы учителями, учениками и их родителями? Навряд ли. Такая система в нашей стране вводилась на короткое время дважды — сразу после революции 1917 года и в годы перестройки, во второй половине 80-­х, да и то, далеко не в каждом городе — и оба раза скоро отменялась.
В Обнинске учителя никогда не выбирали директоров школ, а вот руководителя городского отдела образования — выбирали. И победила тогда пользующаяся высоким авторитетом Галина Рыгина. Решение педагогической конференции было обоснованным и удачным. А вот что касается выборов директоров НИИ и других предприятий в Обнинске, не скажешь, что опыт стал успешным, скорее, наоборот. И сейчас с высоты нашего времени выборы начальника подчиненными воспринимаются как забавный казус, гримаса перестройки.

Пока непонятен сам механизм выбора директоров школ

Пока непонятен сам механизм выбора директоров школ

В начале 90­-х в Обнинске руководителей в системе образования тоже выбирали, но уже не учителя, а компетентная комиссия из восьми специалистов. Так, в 1992 году был выбран директором школы № 4 Анатолий Гераскин, а в 1994 — заведующим отделом образования — Олег Мунтян. «Когда начальника выбирают подчиненные, это порочная практика, — комментирует Анатолий Гераскин, ныне возглавляющий школу № 11. — Лучше, когда выбирает комиссия, хотя это тоже не бесспорно. На мой взгляд, должен существовать кадровый резерв профессионалов, из которого глава администрации и должен делать выбор».
По мнению заместителя директора школы № 4 Надежды Новицкой, директора школы необходимо не выбирать, а назначать: «Это право исключительно главы администрации, потому что именно он несет ответственность за свое решение. При этом конкурс уместен, но определить его победителя может только мэр».
Депутат городского Собрания, член комитета по социальной политике Алла Просвиркина, в принципе, согласна с мнением педагогов: «Мне, кажется, директоров школ надо назначать. Но учредитель при этом должен слышать мнение учительского коллектива».
Главе городского самоуправления Владимиру Савину положение программы о «конкурсном отборе» представляется странным: «Я не понимаю, в связи с чем потребовалось изменить порядок назначения директоров школ. Что они такого натворили, в чем провинились? Я скептически отношусь к таким новациям. Когда я в 80­-е годы работал в ИАТЭ, там проходили выборы Ученого совета, и многие руководствовались в первую очередь принципом личной симпатии, а не профессиональными качествами кандидатов».
Короче говоря, идея выборов директоров школ в Обнинске не находит поддержки. В тоже время формулировка государственной программы столь расплывчата, что и непонятно даже, если выборы и планируются, в какой форме они будут проходить. Навряд ли, конечно, дело дойдет до того, что школьникам и их родителям доверят этот выбор. Разумеется, что в данном случае это должны делать профессионалы. Но и голосование учителей в такой ситуации, как считают специалисты, — не самая верная идея. Гласное, публичное обсуждение программы развития школы — почему нет? Возможно, что и компетентная комиссия была бы не лишней для того, чтобы определить лучшего кандидата на должность директора школы. Но принимать окончательное решение, уверены многие, — только мэру. Хотя бы потому, что только он несет ответственность за кадровые назначения в муниципальных учреждениях.

А что Вы думаете по этому поводу?