Три струны

23.11.2012

«Я могу на этом инструменте сыграть что угодно, — говорит балалаечник­-виртуоз Алексей Архиповский. — Лишь бы музыка мне нравилась».
Наверняка у каждого человека в жизни случались великие музыкальные потрясения. У меня таких было два — на концерте Pink Floyd в Москве в июне 1989 года, а второе — год назад на концерте балалаечника Алексея Архиповского в Калужском филармоническом зале. Музыка совсем другая, только мурашки художественного восторга были те же.
Казалось, нет в мире проще музыкального инструмента, чем балалайка — всего три струны, первая, металлическая — ля, вторая и третья, капроновые — одинаковые — ми.
И предназначена она, в массовом сознании, для простых народных мелодий, типа, «Во саду ли, в огороде». Несерьезный инструмент, короче, не то что рояль или скрипка.
Грешным делом и я так думал, пока совершенно случайно не наткнулся в Интернете на любительские видеозаписи выступления Архиповского на фестивале «Мамакабо». Он вытворял такое, что, казалось, звучал целый оркестр! Однако это вовсе не главное — мало ли на сцене «технарей», обладающих хорошей беглостью пальцев, украшенной электронной обработкой звука. Архиповский играл завораживающе, его хотелось слушать еще и еще.
Потом появилось профессиональное видео — в прошлом году канал «Культура» сделал запись концерта в Московском доме музыки. От экрана невозможно было оторваться, просто магия какая-­то. И когда узнал, что музыкант выступит в Калуге, никаких сомнений не возникло — обязательно ехать!
Часа за три до концерта Алексей Архиповский в одном из ресторанов областного центра провел пресс-­конференцию. Журналистов было немного, наверное, опять­-таки сыграло роль отсутствие медийной популярности музыканта. Помню, как его спросили об отношении к тому, что «Российская энциклопедия рекордов» назвала Архиповского лучшим балалаечником страны. Алексей ответил, что относится с недоумением: «Не знаю, как это произошло». Видно было, что вопрос не очень понравился. Что интересно, когда я брал интервью у другого виртуоза, гитариста Виктора Зинчука, музыкант сразу же взмолился: «Не задавайте мне вопроса о книге Гиннеса!».

Священнодействие Алексея Архиповского

Священнодействие Алексея Архиповского

Почему, понятно. Умение взять десять нот за одну секунду — это голое мастерство, не более. Конечно, здорово, когда музыкант так может, но прелесть музыки не в этом. И любим мы Зинчука и Архиповского в первую очередь не за то, что они виртуозы, а за то, что они артисты, и играют не столько руками, сколько сердцем.
На вопрос, чего больше в его саунде, техники исполнения или электронной обработки, Архиповский ответил, что, конечно, звук на концерте обрабатывается, но по минимуму: «То, что вы услышите, делается не аппаратурой, а мною».
Прошел год, и впервые музыкант выступит в Обнинске, его концерт состоится 30 ноября на сцене Дома ученых. Связаться по телефону с ним не удалось: «Архиповский сейчас дико счастлив, — объяснил его концертный директор Михаил Сергеев. — У него появился инструмент, о котором он мечтал всю жизнь. Он репетирует с утра до ночи и не может оторваться». А история такая. Современных высококлассных балалаек просто нет, потому что спрос очень и очень ограничен — это вам не гитара. Зато есть отличные инструменты начала XX века. Тогда работали два великих мастера Семен Налимов (русский Страдивари) и его ученик Иосиф Галинис (сравнивают с Гварнери). Последнее время Архиповский играл на балалайке Галиниса и, по словам Сергеева, выжал из нее все, что мог. А инструмент Налимова требовал ремонта. И на днях современный петербургский мастер Валерий Гребенников не только восстановил балалайку, изготовленную в 1902 году, но и модернизировал ее. «Звук стал потрясающим. Алексей теперь воодушевлен, он полон оптимизма и летает на крыльях — говорит его концертный директор. — Теперь можно приступать к записи первого аудиоальбома. Мы уже арендовали студию в Штутгарте, и, надеюсь, в феврале диск будет готов. А в Обнинске Архиповский будет играть, конечно, на «налиме» — это станет особой радостью для его поклонников».
На афишах, расклеенных по городу, написано — сенсация года! Михаил Сергеев убежден, что к Архиповскому вполне можно применить понятие более объемное по времени — сенсация последних лет: «Он не просто играет, а священнодействует на сцене. Таких музыкантов очень немного, а балалаечников вообще нет. Архиповский уникален во всех отношениях».

А что Вы думаете по этому поводу?