Вадим Голутвин:” Я не люблю болтать по блюзу”

14.05.2009

Участник легендарной рок-группы «АРАКС» и выдающийся гитарный авторитет накануне приезда в Обнинск рассказывает о себе, о музыке и о своих коллегах-музыкантах.

Впервые рок-группа «Аракс» всенародно «засветилась» в качестве аккомпанирующего состава на пластинке Юрия Антонова в конце 70-х — тогда вся страна распевала хиты «Мечта сбывается» и «Летящей походкой ты вышла из мая». Потом на прилавках магазинов появился двойной винил с записью рокоперы Алексея Рыбникова «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», где «Аракс» играл одну из главных ролей — инструментальную. А в 1982 году на телеэкраны вышел фильм «Трест, который лопнул», снятый по рассказам О’Генри — «американская» музыка к картине была написана Максимом Дунаевским, а саундтрек на гитарах, банджо и домбрах записал именно Вадим Голутвин. И именно тогда всем стало окончательно ясно, что за кадром скрывается музыкант мирового класса. Дадим же ему слово…

О ГРУППЕ

— Есть весьма живучая легенда, что наша группа названа в честь речки Аракс, протекающей где-то рядом с границей с Турцией. Это не более чем легенда. Аракс — это женское имя. Так звали маму одного из музыкантов армянского происхождения, стоявших у истоков создания группы. Если попробовать определить место нашей группы в рок-музыке, то хотя мы и сочиняем собственные песни, все-таки львиную долю репертуара составляют песни других композиторов.

Мы берем то, что нам нравится, и делаем из этой музыки свое. Пожалуй, в этом смысле нас можно сравнить с MANFRED MANN EARTH BAND, в чьем репертуаре собственно авторских композиций не более десяти процентов. Остальное — чужое. Например, у них много песен Боба Дилана, которые звучат настолько по-новому, что Манфред Мэнн заслуженно может считаться их соавтором.

О СВОИХ КОРНЯХ

— Гитарной музыкой я увлекался со школы и к моменту ее окончания я был уже вполне сформировавшимся профессиональным музыкантом. Чем я всегда вдохновлялся? Во-первых, музыкой кантри — Боб Дилан, Джоан Баэз и так далее, и, во-вторых, старой европейской музыкой, отголоски которой явственно слышны в творчестве многих западных музыкантов, в частности, в акустических альбомах Ричи Блэкмора и Стинга. Меня всегда привлекала акустика — акустическая гитара и родственные ей щипковые инструменты: их у меня образовалась огромная коллекция, в которой есть редчайшие образцы.

О ЗАПАДНЫХ МУЗЫКАНТАХ

— Мнение, что на Западе гитаристы играют лучше, чем в России, верно в том смысле, что у западных музыкантов средний уровень выше. Все гармонии и фразировки они впитывают, как материнское молоко, еще в музыкальных колледжах. Поэтому практически все играют отменно, по-фирменному. То есть, в некоем добротном стандарте. Что же касается российских гитаристов, то те же Иван Смирнов или Дмитрий Четвергов могут с легкостью выступить на Западе с мастер-классами — у них есть чему поучиться. К тому же у нас имеется множество молодых гитарных ребят, которые не задумываются о коммерческом успехе, а играют великолепно. Зайдите на сайт www.guitars.ru и убедитесь в этом.

О СВОИХ КУМИРАХ

— Кумиры? Конечно же, они у меня есть! Вот совсем недавно я открыл для себя феноменального американского пианиста, которого зовут Бред Мелдоу — он исполняет потрясающую смесь джаза, классики и этнической музыки.

О СВОЕМ МЕСТЕ В МУЗЫКЕ

— Нет, с американцем Джоном Фогерти я себя не сравнил бы, хотя всегда восхищался этим гитаристом. Я, пожалуй, что-то среднее между англичанином Майком Олдфилдом и мексиканцем Карлосом Сантаной. Последний, на мой взгляд, оказал огромное влияние на развитие музыки не только как уникальный гитарист, но и просто как человек, как выдающаяся личность, обладающая духовным богатством и мощной чистой энергетикой. Ходят даже слухи, что маэстро Сантана разговаривает напрямую и без посредников с самой Девой Марией.

О СВОИХ КОЛЛЕГАХ ПО ГРУППЕ

— Нынешний состав «Аракса» — это состав, который принято считать классическим за вычетом Сергея Рудницкого, который сейчас служит в театре «Ленком» музыкальным руководителем. Остальных же музыкантов я с удовольствием представлю. Итак.
Барабанщик Анатолий Абрамов. Он не просто виртуоз, задающий и поддерживающий ритм, а музыкант, который играет внутреннюю сущность музыки. А это дано не каждому. Когда Анатолий работает за «кухней», то видно и слышно, что перед тобой настоящий поэт, да еще и с необычайным чувством юмора.

Бас-гитарист Петр Моисеенко впервые вышел на сцену в 1969 году — на три года раньше меня. Петра всегда отличала редкая музыкальная независимость. Кто слышалпесню Hotel California в его исполнении дуэтом с Александром Барыкиным, тот не даст соврать — их версия даже лучше, чем у самих EAGLES. К тому же Петр Моисеенко переиграл во множестве групп и в самых разных стилях — он колоссально опытный, матерый музыкант. Таких людей очень ценил выдающийся дирижер Юрий Силантьев и с ласковой насмешкой называл их «лабухами».

Соло-гитарист Тимур Мардалейшвили совсем не думал стать музыкантом. Он успешно закончил химфак МГУ, а потом заперся в своей квартире на два года и вышел оттуда гениальным гитаристом. Он действительно гений! У него феноменальная техника, нет банальных музыкальных фраз, а на каждом звуке, на каждой ноте, которую он извлекает из инструмента, стоит его фамилия!

Вокалист Василий Савченко — самый младший в составе «Аракса» и пришел к нам из группы «Электроклуб». У него великолепная дальнобойная глотка — он может исполнять любой, в том числе и англоязычный, репертуар и проводить концерты в одиночку, прихватив с собой только компьютер.

*** Всем гитаристам, побывавшим с концертами в Обнинске: Виктору Зинчуку, Валерию Дидюле, Ивану Смирнову, Владимиру Кузьмину — я задавал один и тот же дежурный вопрос: «С кем из коллег Вы хотели бы выступить дуэтом?». Не сделал я исключения и для Вадима Голутвина.
И вот что музыкант ответил:
— Честно говоря, я не вижу смысла выступать дуэтом и не вижу смысла в джэмах. Джэмовать имеет смысл только тогда, когда выступают такие музыканты, как, допу1стим, Эрик Клэптон и Джордж Харрисон, или же великие джазмены калибра Диззи Гиллеспи или Сонни Роллинса — уже одно их дыхание само является музыкой. Во всех остальных случаях это называется болтать по блюзу. А я болтать по блюзу не люблю.
Всех перечисленных Вами гитаристов я с удовольствием пригласил бы к себе в гости. Пусть каждый из них сыграет то, что ему по душе — свою музыку. А я просто подыграю.

…Действительно, Вадим Голутвин не любит «болтать по блюзу» — в последнее время он активно занимается написанием музыки для кино. Для этого музыкант специально уезжает в деревню, чтобы никто ему не мешал и не беспокоил его даже телефонным звонком. Для меня Вадим Юрьевич сделал исключение. Это дорогого стоит. Спасибо ему.

Сергей КОРОТКОВ

К публикации “Вадим Голутвин:” Я не люблю болтать по блюзу””
комментариев: 6

  1. Митрофанов Валерий,
    Ноябрь 2, 2009 2:00

    Вадим Голутвин, замечательный гитарист…Как было сложно снимать его замороченные аккорды лет 30 назад…Я согласен с мнением Вадима по поводу гитаристов у нас и на западе…Огромное спасибо за музыку которую он играет…

  2. Митрофанов Валерий,
    Ноябрь 2, 2009 2:05

    Как наши гитаристы могут играть, на чем им воспитываться, на “Добром вечере” с Басковым, Биланом и Кобзоном. Или на на тех попсовых программах, что организовывает пугачева и продюссеры использующие эфир как семейный альбом…Вкусы нужно воспитывать и культивировать…

  3. Игорь Платонов,
    Февраль 19, 2010 18:27

    Вадим Голутвин - один из самых ярчайших профессиональных гитаристов России, и не только! Манера и фразиология его игры, его почерк и отменный вкус просто потрясает! Это бесспорный авторитет для всех нас, музыкантов. Этот человек, сам того не ведая, некогда зажёг во мне огонь страсти к гитаре, который горит в моей душе и по сей день… хоть и лет мне уже немало… Будучи человеком скромным с набором определённых морально-этических принципов, присущих, вообще, людям поколения 70-х, этот человек никогда не уподоблялся тем, кто свой талант превратил в орудие добычи “капусты”… Этот человек никогда никого не хаил и никогда никого не предавал. Очень жаль, что мы живём в искарёженной самовлюблёнными прохвостами и аферистами от шоу-бизнеса, стране, в которой, благодаря Игорям Матвиенко и Максам Фадеевым, Юриям Айзеншписам и Б. Алибасовым, бедный, отравленный похабным попсовым пойлом, народ понятия не имеет о таких выдающихся музыкантах и исполнителях… Мне искренне жаль современную молодёжь, которую оболванили и прикормили бездарно приготовленными, а попросту говоря, дешёвыми объедками с чужеземного стола. Слава и хвала таким музыкантам, как В. Голутвин, А. Сапунов, А. Романов, А. Белов, Н. Носков и мн. других нетусовщиков!!!

  4. Евгений,
    Декабрь 29, 2010 21:24

    Знаете, после прочтения этой замечательной статьи остаётся горький осадок. Со всеми комментариями, изложенными выше, я соглашусь. Я полностью поддерживаю эти мнения. Голутвин мне импонирует и как музыкант, и как личность. И горько констатировать, что в наше время доступности информации, демократии и свободы самовыражения музыканты такого уровня народным массам попросту неизвестны. Но товарищи комментирующие! Пылая праведным гневом, вы напрочь позабыли правила русского языка! Сколько же ошибок в ваших строчках - и орфографических, и пунктуационных! Разглагольствуя о деградации культуры в стране, вы демонстрируете неуважение к родному языку, который, как и музыка, является одним из носителей культуры! Я не филолог, но мне горько читать ваши строки, несмотря на вашу правоту. Хотите улучшить этот мир? Хорошее желание. Так начните же переделку мира с себя!

  5. Александр 1948.,
    Март 24, 2012 16:58

    Вадим Голутвин бесподобный гитарист. Манера его игры уникальна и восхитительна. Лучше не слышал! Советская школа музыки формировала таких мастеров. Откуда их будет взять в будущем, - вопрос риторический.

  6. тельнов алексей,
    Май 9, 2012 6:29

    Спаибо за партию гитары:с чего бы,как чЁрная пасть,спешит моя радость,всЁ сначало…………. . . . .лети со мной… ! Тельнов.

А что Вы думаете по этому поводу?