Боже мой!

24.10.2012

Обнинское научное сообщество обсуждает открытие кафедры теологии в МИФИ.
То, что происходит в Московском инженерно­-физическом институте, быстро находит отклик в Обнинске, хотя бы потому, что наш ИАТЭ по сути — филиал московского вуза. А там, это объявили на прошлой неделе, образовали кафедру теологии, то бишь богословия.
Заведующий кафедрой, часто появляющийся на телевидении известный иерарх, митрополит Волоколамский Илларион на заседании ученого совета университета обосновал необходимость нововведения так: «Можно ли представить себе «образованного» физика, не знакомого с теорией относительности? Или биолога, ничего не знающего об эволюции? Но равным образом и человек, который окончил вуз естественно­-научного профиля и при этом получил хотя бы самые общие представления о философии, но который ничего не знает о религиозной традиции, христианской мысли и культуре, вряд ли может считаться образованным человеком». Правда, с таким же успехом можно объявить, что нельзя считать образованным того, кто не знает латинского языка или творчества Гайдна. Но не будем сильно придираться.
Открытие кафедры теологии в МИФИ не означает, что вуз начнет выпускать из своих стен богословов, кафедра — общеобразовательная, и заявлено, что организованные ею занятия будут факультативными. Но тренд понятен — в школах страны предмет «Основы православной культуры» тоже несколько лет был факультативным, а теперь он включен в учебный план.
Есть еще одно серьезное обстоятельство. Когда ИАТЭ присоединили к МИФИ, встал вопрос о целесообразности обучения студентов непрофильным специальностям. Речь шла, например, о дизайне, который к ядерной энергетике имеет очень далекое отношение. Кафедру дизайна ИАТЭ пока не закрыли, но настоятельно посоветовали ей встроиться в систему подготовки кадров для «Росатома», освоить, например, специальность «промышленный дизайн». Подобных непрофильных направлений в ИАТЭ немало. И вдруг на фоне таких новаций появляется кафедра теологии! Трудно не заметить ее непрофильность, МИФИ — все­-таки не Духовная академия.
На это и обращает внимание бывший ректор ИАТЭ, профессор Николай Сальников: «Все знают, как в МИФИ отнеслись к нашим дизайнерам и лингвистам, назвав их специальности непрофильными. Появление кафедры теологии — это конъюнктура, заигрывание с церковными иерархами. Зачем нужно изучать богословие в техническом университете? У нас что, нехватка теологов в стране? И так священников — целая армия».
Профессор, доктор философских наук Юрий Петраш еще более категоричен в своих оценках: «Появление кафедры теологии в светском техническом вузе — это навязывание людям религии, православия. Печальный факт! Он свидетельствует о слабости государственной власти, которая не видит опоры в лице нашего народа, поэтому стараются сделать массовое сознание людей религиозным, это по уровню мировоззрения откат в Средневековье. А чем ниже уровень, тем легче управлять народом. Не случайно церковники подчеркивают значение религиозного фактора в мыслительной культуре подрастающего поколения. Все, что есть честного в вузах, восстанет против этого! Прошу обязательно отметить в статье, что Ломоносов, создавая первый российский университет, много сил потратил, чтобы там не было теологического факультета».
Стоит ли называть политику ректора МИФИ Михаила Стриханова по отношению к церкви заигрыванием, судить не беремся. Но вот факты: два с половиной года назад на территории университета открылся храм, а патриарху Кириллу было присвоено звание Почетного доктора МИФИ! Показательно — перед визитом высшего иерарха в университет демонтировали неофициальный «памятник исследователю» с надписью на постаменте «Дорогу осилит идущий».

Ректор МИФИ Михаил Стриханов подарил своему завкафедрой митрополиту Иллариону розы

Ректор МИФИ Михаил Стриханов подарил своему завкафедрой митрополиту Иллариону розы

Вместо него установили поклонный крест. Студенты тогда устроили около креста несанкционированную акцию под лозунгом «Не осилил». Но пошумели и разошлись. А перед недавним заседанием ученого совета ректор МИФИ Михаил Стриханов, встречая митрополита Иллариона, преподнес тому роскошный букет роз. Очень трогательно.
На заседании ученого совета голосования по поводу открытия кафедры теологии не проводилось. Правда, Михаил Стриханов спросил присутствовавших, есть ли кто против. Все промолчали.
Сторонники изучения теологии в вузе приводят в качестве аргумента высказывание великого физика Альберта Эйнштейна: «Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем сильнее он почитает Бога». Но, вот беда, среди ученых встречаются и атеисты. Один из последних нравственных авторитетов в российской науке Сергей Капица незадолго до смерти сказал: «Я русский православный атеист. Бог играл известную роль на примитивных уровнях сознания. Современная наука обходится без него». Сколько людей, столько и мнений. Например, первый ректор ИАТЭ, профессор Юрий Казанский не думает, что теология должна стать предметом изучения в техническом вузе: «Целесообразность вызывает сомнение. Вера — очень интимное дело. Говорят, великие ученые были глубоко верующими, но никто на самом деле не знает силу их чувства».
Обнинское научное сообщество, уважительно относясь к религии, в большинстве своем недоумевает: «Зачем все-­таки нужна кафедра теологии в техническом вузе?»
«МИФИ должен готовить инженеров­-физиков, им нет никакой необходимости для своей будущей работы изучать богословие, даже факультативно, это знание никак не пригодится при эксплуатации энергетических установок», — считает директор ВНИИСХРАЭ, профессор Рудольф Алексахин.
Такого же мнения придерживается и директор филиала НИФХИ Олег Кочнов: «Я не слышал о том, чтобы «Росатом» нуждался в подкованности своих специалистов в вопросах богословия. Наверное, не это определяет качества инженера-­физика. Например, мы, принимая людей на работу, не интересуемся их отношением к вере».
Однако такое мнение единодушным не является. Например, главный конструктор НПП «Технология», профессор Владимир Викулин поддерживает открытие кафедры теологии в МИФИ: «Богословие — интереснейшая область знаний. Для студентов, которые хотят развиваться и делать карьеру, изучение теологии — один из путей к успеху. Знание метафизических процессов способствует росту личности».
Что показательно, многие ученые отказались высказываться на эту тему, особенно из ИАТЭ. Понять можно — зачем рисковать, обсуждая решения начальства? И если через год­-два студентам физико­-энергетического факультета начнут преподавать правила построения проповедей, это уже не вызовет большого удивления. Хотя далеко не все обнинские ученые (да и студенты тоже) придут в восторг по этому поводу.

А что Вы думаете по этому поводу?