Дым из трубы…

09.10.2012

Природоохранная прокуратура в очередной раз обратилась с иском в городской суд, требуя приостановить деятельность «Росметаллургии» — до тех пор, пока выбросы не будут соответствовать нормативам.
Дело это далеко не первое — по процессам «Росметаллургии» хорошо изучать тонкости подсудности, ведь они идут и в мировом суде, и в городском, и в арбитраже разных уровней. Представители природоохранной прокуратуры и «проштрафившегося» предприятия уже выглядят старыми приятелями — а как не познакомиться, если столько времени проводишь вместе в судебных коридорах?
Но обычных людей юридические «штучки» интересуют мало. Они задаются простым вопросом: почему, несмотря на многочисленные предписания Росприроднадзора и иски природоохранной прокуратуры, новые поводы для жалоб у жителей появляются регулярно?
История с «Росметаллургией» началась не вчера, и когда закончится, неизвестно. Специалисты Росприроднадзора несколько раз выходили на проверки, составляли акты, протоколы. И находили нарушения: фиксировали несанкционированные выбросы с территории ООО «Росметаллургия», выявляли, что при работе не используются фильтры и нет производственного контроля. Но главное — проверяющие подтверждали несанкционированные выбросы: в актах осмотра и других официальных бумагах задокументированы факты с описанием облака сизого и черного дыма, идущего с предприятия, с запахом жженой пластмассы.
Любопытная деталь: как только в суд поступает очередной иск в отношении «Росметаллургии»,в одной из местных газет сразу же появляется статья с рассказом о достижениях этого предприятия — и «в общем, в целом» и конкретно на ниве охраны природы.

Прокуратура вновь требует приостановить  деятельность Росметаллургии

Прокуратура вновь требует приостановить деятельность Росметаллургии

Уже писали о новом, самом современном оборудовании по очистке выбросов. Сейчас представитель «Росметаллургии» говорит, что оборудование сделали еще более «продвинутым», и уж теперь все должно быть в полном порядке…
Но то «должно», а как на самом деле? Оценка «дымит­-не дымит», конечно, далека от научной точности, но в то же время доступна всем. И обычным жителям ул. Курчатова, которым «повезло» чувствовать на себе прелести проживания поблизости от промзоны. И заместителю природоохранного прокурора Александру Силаеву. «Раньше проезжал мимо, видел сильное задымление, — говорит Александр Владимирович. — А недавно возвращался из Москвы, специально посмотрел — нет дыма. Может быть, предприятие в тот день не работало»? Представитель «Росметаллургии» уверяет — завод не останавливался. Просто у них уже все в порядке.
Естественно, для суда такой диалог — не аргумент. Процесс отложили, чтобы дать время на проведение очередных лабораторных исследований. И дальше, в зависимости от результатов, вынести решение — действительно ли работу предприятия нужно приостановить, или в этом нет необходимости.
Как бы там ни было, проблема вряд ли решится таким образом. Все признают, что выбросы случаются не только на «Росметаллургии». Во время проверок превышения отмечались и на соседних предприятиях, таких, как «Полет». Тамошние результаты (от 2011 года) впечатляли: по этилцеллозольву превышение в 25 раз, по взвешенным веществам 8,75 раз, по ацетону — в 31,6 раз! Визуально во время прежних проверок было заметно задымление и со стороны другого соседа «Росметаллургии» — «РеалПроф», но лабораторные исследования не проводились. На уровне кулуарных разговоров и в администрации говорят, и среди самих предпринимателей признают — нужна санитарная зона. И не для одной «Росметаллургии», а общая. Но тут же возникает масса вопросов, которые завязываются в настоящий гордиев узел. Вполне вероятно, что в непосредственной близости от этой зоны окажутся некоторые дома на ул. Курчатова, а также садовые общества… И что с ними делать? Поэтому желающих инициировать создание общей защитной зоны как­-то не находится.

А что Вы думаете по этому поводу?