С какой страны посмотреть

03.10.2012

Иностранным студентам очень хочется дружить с обнинцами, но город пока не особенно гостеприимен к ним.
Иностранные студенты в ИАТЭ — не диковинка, в прошлом там обучались ребята из разных стран. Но нынешний год стал рекордным по количеству иностранных студентов: сейчас в ИАТЭ НИЯУ МИФИ учится 307 ребят из трех стран — в основном из Турции и Вьетнама, но есть несколько человек и из Монголии. Что, к слову, практически соизмеримо с российскими студентами: всего в ИАТЭ на первый курс в этом году поступило 750 человек.
В будущем количество иностранных студентов дойдет до 1000 человек. Но пока их чуть более трехсот, а присутствие иностранных студентов уже ощущается в Обнинске: их можно встретить в обнинских маршрутках или городских автобусах, торговых центрах, магазинах. По утрам большая толпа вьетнамцев, к примеру, «атакует» остановку ЦИПК — оттуда ребята из общежития по ул. Курчатова, 20 едут в лесной городок на учебу.
…Иногда можно уловить недоброжелательный взгляд обнинцев — мол, «понаехали». В среде российских студентов то и дело происходят вспышки — в Интернете жалуются, что из­-за большого десанта иностранцев наши студенты живут по шестеро человек в комнате. Впрочем, до официальных жалоб дело пока не дошло. Хотя, с другой стороны, раньше ИАТЭ без особого рвения ремонтировал общежития — сейчас же, перед приездом студентов из Турции, только на общежитие по пр. Ленина, 69 потратили 24,5 млн руб. Были и прямо криминальные истории — на иностранных студентов в Обнинске дважды нападали. На турков — на дискотеке, на вьетнамцев — в общежитии…
В основном иностранцы — это первый и второй курсы, а также «подготовишки». В каждой стране свой принцип отбора студентов для учебы в обнинском институте. «Например, в Турции Россия намерена строить атомную станцию, которая в будущем будет являться собственностью Российской Федерации на территории Турции, — говорит замдиректора ИАТЭ НИЯУ МИФИ по международной деятельности Павел Здоровцев. — В данном случае наша страна выбирала специалистов для себя среди местных ребят».
Студентка I курса Гёкчехан Тосун вспоминает: конкурс был очень жесткий. Тех, кто будет изучать атомную энергетику в России, собирали по всей Турции среди студентов-первокурсников, желающих было 9 тыс. человек — и это на 50 мест! Сперва сдавали тест по математике и физике, который проверяли турецкие преподаватели. Это испытание прошло 400 человек. «А далее к делу подключились наши коллеги из МИФИ — они ездили в Турцию, и сами экзаменовали будущих студентов, — продолжает Павел Здоровцев. — В итоге отобрали 50 человек».

Студентам нравится учиться в Обнинске

Студентам нравится учиться в Обнинске

Турецкие студенты вне себя от восторга, что прошли жесточайший конкурс и учатся теперь в России. «Атомная энергетика — это очень важное дело для Турции» — гордо говорит Гёкчехан. «И у нас такая работа считается очень престижной», — продолжает ее сокурсник Чагры Чейнер. Он признается, что раньше вообще не подозревал о такой науке и сфере, как атомная энергетика — ему подсказали родители. Но теперь рад, что выбрал такую перспективную для своей страны профессию.
А вот в отборе вьетнамских и монгольских студентов российские преподаватели участия не принимали. «Вьетнаму мы помогаем строить атомную станцию, а эксплуатировать ее страна будет собственными силами, поэтому и будущих специалистов они отбирали сами, — продолжает Здоровцев. — По Монголии решение о строительстве атомной станции вообще не принято, переговоры сошли на нет. Студентов из Монголии в ИАТЭ не так много, но учатся они с большим интересом». Например, первокурсник Сэргэлэн Бямбатогтох учился в русско­-монгольской школе, где некоторые из преподавателей были русскими. И даже сдавал наш ЕГЭ — правда, только по двум предметам — русскому языку и математике. Его сокурсник Тэмуужин Баттулга закончил обычную школу, но потом год учился в Монгольском национальном университете физики и энергетики.
По­-русски ребята говорят вполне прилично: а ведь всего год назад многие из них и слова на нашем языке не знали. Если российские студенты поступают из школы сразу на первый курс, то иностранные — на «нулевой», подготовительный. Первый семестр они изучают только наш язык. Во втором семестре им начинают читать предметы на русском языке.
Нравится ли учиться? «Не хочется, но надо!» — смеются студенты. Ребята вообще очень позитивны, открыты всему новому. Искренне восхищаются Обнинском, хотя говорят о нем одинаково, как под копирку: «Красивый зеленый город! Много лесов». Звучит стандартно — как фраза из путеводителя или статьи в Википедии, но иностранные студенты обижаются, когда сомневаешься в их искренности. «Например, в Анкаре нет лесов, и даже если ехать далеко, все равно нету!» — говорят турки.
На прошлой неделе глава администрации Александр Авдеев озаботился темой досуга иностранной молодежи в Обнинске: предложил крутить в кинотеатре «Мир» фильмы на родном для ребят языке. Ребятам эта идея понравилась — с досугом у них как­раз­-таки не все хорошо. Некоторые тут учатся больше года, но так и не обзавелись друзьями в России. «Проблема еще и в том, что они живут отдельно от остальных студентов, в разных общежитиях, — отмечает Павел Здоровцев. — Однако мы стараемся улучшить их адаптацию здесь. В «Гроте» проводили вечера национальной культуры. Ребята соревнуются в футболе, бадминтоне».
С удовольствием ребята посещают и спортивный комплекс «Олимп». Турчанка Гекчехан признается: в «Олимпе» ей больше нравится лед, чем бассейн. «Плавать — это очень обычно», — говорит молодая барышня. Впрочем, ничего другого ожидать не приходится: Гекчехан приехала из страны, которую омывают с разных сторон аж четыре моря, и на побережье одного из них ее дом. «В Турции тоже есть похожие центры, но у нас… это… как сказать… не развито!» — продолжает турчанка.
В целом же ребята сводят свои путешествия по городу к минимуму — это, после двух нападений это уже небезопасно. «Очень жаль, что порой к иностранным студентам относятся как к гастарбайтерам, — говорит Павел Здоровцев. — Что довольно удивительно: ведь к нам приезжает студенческая элита разных стран, которая приехала к нам за элитным российским образованием. Иностранные студенты для ИАТЭ сейчас — если не вопрос выживания, то, по крайней мере, новый импульс к развитию. И этот проект как нельзя лучше отражает идею университетского города: обучая иностранных студентов, мы успешно экспортируем самое дорогое, что у нас есть — знания».

А что Вы думаете по этому поводу?