Не для детей

25.09.2012

От какой информации стоит ограждать детей?
Дискуссия на эту тему резко обострилась с принятием нового закона о защите детей от вредоносной информации. С одной стороны, хорошо, что взрослые стали задумываться — не все сведения предназначены для детских глаз и ушей. Но как в стремлении не навредить ребенку найти «золотую середину? Действительно ли нужно избегать любого упоминания о негативных сторонах жизни?
Некоторые родители признаются — они стараются не читать своим малышам не только признанные «классические ужасы» вроде произведений Шарля Перро, но и даже русские сказки «с несчастливым концом». Мол, не нужно пугать ребенка. Сейчас встречаются издания, где русские сказки пересказаны в адаптированном варианте. Например, козлята не открывают дверь волку, а кот успевает спасти петушка, унесенного лисой.
Думаю, это неверное решение. Сказки — важнейший элемент фольклора, народного творчества. В каждом возрасте у ребенка есть свои страхи, и он должен их пережить — в том числе и с помощью сказочных историй. Если этого не произошло, в дальнейшем возможно возникновение нарушений в эмоционально-­волевой сфере.
Но это, разумеется, не означает, что ребенок может читать и смотреть любые сказки, к которым проявляет интерес. Столь популярные у подрастающего поколения мультики про разнообразных монстров способны нанести вред. Родители и сами понимают, что это не лучшая продукция, но, тем не менее, покупают то, что просит сын или дочь. Сейчас, к сожалению, дети воспитывают родителей, а не наоборот. Родители, занятые работой или домашними делами, сами часто усаживают ребенка перед экраном, чтобы «под ногами не путался».
А как быть с передачами, теоретически, для детей не предназначенными? Могут ли навредить ребенку те же новости, если о происшествии сообщается без ненужных деталей и шокирующих подробностей? Конечно, универсального ответа не существует — все зависит от личности ребенка, его уровня тревожности. Лучший вариант — читать новости в Интернете. У многих телевизор работает в качестве фона, и это, на мой взгляд, очень плохо. События, происходящие в «горячих точках», теракты, катастрофы уже воспринимаются зрителем не как трагедии , а как увлекательный фильм. Появляется зависимость от негативной информации — мы уже все знаем, видели сюжет, но, тем не менее, ждем его повторения. Родители, учителя жалуются на агрессивное поведение детей: драки и насилие среди детей стали более частыми и более жестокими. Вся ответственность за «телеменю» ребенка ложится на плечи родителей. Родители должны стараться ограждать детей от просмотра телепрограмм, насыщенных сценами насилия, заранее оценивая их содержание. А также по возможности смотреть телепередачи вместе с детьми, комментируя происходящее на экране в соответствии с социальными нормами, чтобы дети восприняли насилие как источник страданий и зла. Ну и, конечно, необходимо сохранять меру с просмотром телепрограмм.
Конечно, полностью от сцен насилия ребенка все равно не оградишь — он может заметить драку на улице или стать очевидцем ДТП. Тут взрослому в первую очередь стоит определиться со своим отношением к такой ситуации, и сделать это искренне — ребенок почувствует фальшь, если вы вопреки собственным чувствам преподнесете «политкорректную» версию. Отреагировать можно по­-разному — кто­-то будет смотреть, открыв рот, другой попытается помочь, третий пройдет мимо. Ребенок учится правильной реакции у родителей.
Думать стоит не о том, как полностью защитить ребенка от негативной информации — это невозможно. Обязанность взрослых — создать в семье такие доверительные отношения, в которых уважаются и принимаются потребности ребенка. Если же потребности ребенка отдвигаются «на задний план», а родительские функции передаются телевизионному экрану — такое игнорирование личности ребенка может иметь различные негативные последствия. И тогда появится необходимость обращения к специалистам.

А что Вы думаете по этому поводу?