Детки в клетке

04.09.2012

В Обнинске СМИ начали подстраивать свою работу под рамки нового «детского закона» и маркируют телесюжеты значками «12+» и «16+».
Так называемый «детский закон», мягко говоря, не оставил равнодушным никого. Напомним, что 1 сентября вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который довольно жестко регламентирует, что можно, а что нельзя смотреть, читать и слушать детям. Каждое «вредное» сообщение должно быть промаркировано пометками «6+», «12+», «16+», «18+»… В общем­-то, инициатива полезная, но большинство экспертов она напугала: закон не отличается точностью формулировок, а, следовательно, запретить под таким соусом можно и курящего Волка из «Ну, погоди!», и «бродяг» вроде Тома Сойера или даже Колобка… Впрочем, разработчики документа уверяют: доводить до маразма ситуацию никто не собирается. Тем не менее, непонятно, как будет работать этот закон — ведь никто не торопится принимать уточняющие подзаконные акты. А что думают по этому поводу обнинцы?

Виктор Чудаков, врач-­психотерапевт, кандидат медицинских наук: «Закон однозначно необходим. Тем более подобные законы действуют в большинстве стран. Но реализация его вызывает большие сомнения. И дело не только в том, что в нашей стране чаще правит не сам закон, а подзаконные акты и «телефонное право».
Вред «психическому здоровью и развитию детей» в большей степени несет не сама информация, а способ ее демонстрации. К примеру — покажите ребенку гомосексуальный акт, и это скорее всего вызовет отвращение. А вот демонстрация материальных успехов «гламурного» манерного кумира привлечет гораздо большее внимание и точно вызовет стремление к подражанию. И примеров такой скрытой рекламы гомосексуализма на нашем ТВ множество.
Еще для примера — вспомним, как с середины 90-х годов пытались ввести сексуальное образование в школах якобы для того, чтобы воспитать «сексуально здорового ребенка». Лишь всеобщим сопротивлением разумной общественности и врачей­-сексологов удалось это предотвратить. Воспитание здорового ребенка большей частью определяется семьей. И это не только гены, которые передают ему родители, именно папа и мама на собственном примере учат отношению к вредным привычкам и отношению между полами. А маркировка программ? Тогда поставьте жирный крест на рекламе Газпрома «мечты сбываются» — кроме роста иждивенческих настроений она ничего в себе не несет».

Как будет работать новый детский закон, пока до конца не ясно

Как будет работать новый детский закон, пока до конца не ясно

Олег Демидов, руководитель театра «Д.Е.М.И.»: «Я согласен лишь с одним тезисом: на современном телевидении и в кино много грязи, и это необходимо фильтровать. Вот только в нашей стране очень сложно навести порядок… С другой стороны, мне кажется, что сейчас слишком бурное обсуждение нового закона искусственно раздуто СМИ: журналистов слишком много, а тем слишком мало, поговорить о чем­-то надо. Вот и придумываются истории про запрет сцен с курящими Крокодилом Геной и Волком из «Ну, погоди!».
На самом деле необходимо время, чтобы понять новый закон, посмотреть, как он работает и какие дает результаты. Впрочем, некоторое движение в этом направлении уже началось. Министерство культуры РФ запретило российский прокат фильма «Клип» сербского кинорежиссера Майи Милош. В фильме сербская школьница экспериментирует с сексом и наркотиками и снимает свои похождения на мобильник. Минкульт запретил фильм по цензурным соображениям, хотя в фильме есть указание на то, что там снимаются совершеннолетние актеры, и режиссер не дает понять, что героиня поступает правильно и верно и что так должен поступать каждый. Не зря фильм получил широкое европейское признание, он отмечен главным призом Роттердамского кинофестиваля. Никто из жюри не счел фильм пропагандой разврата: там люди понимают, что это серьезная драма о трудных подростках, и автор просто продемонстрировал шокирующую реальную картину мира! Это правда, которую глупо скрывать и делать вид, что проблемы не существует и что у нас все подростки хранят целомудрие до 18 лет. Что же касается спектаклей нашего театра — я не думаю, что «детский закон» как­-то коснется наших постановок. Мы не пропагандируем ничего плохого, даже если и касаемся каких-то деликатных тем».

Иван Галкин, руководитель телекомпании «Крылья»: «Мы начали соблюдать закон еще до его вступления в силу: отдельные сюжеты у нас еще в августе стали маркироваться значком «12+» и «18+» в правом верхнем углу экрана. Такое требование нам озвучили специалисты Роскомнадзора. Сейчас нам придется проделывать большую работу — анализировать как информационные сюжеты, так и рекламные, чтобы они соответствовали букве закона. Также на нашем канале по договору вещает Боровское телевидение — будем следить, чтобы и там сюжеты «не для детских глаз и ушей» выходили с соответствующей пометкой.
Если говорить о моем личном отношении к закону, то он не просто сырой, а сильно недоработан. Многие формулировки неконкретны и неясны и оставляют слишком широкое поле для толкований. Обидно, что многочисленные контролирующие и карательные органы не преминут этим воспользоваться и будут не помогать соблюдать закон, а регулярно и нещадно штрафовать. Ведь под запрет фактически могут попасть самые безобидные видеосюжеты. Например, на днях мы снимали линейку 1 сентября. Досконально просмотрели каждый кадр — чтобы ни в коем случае на заднем плане никто не запечатлелся с сигаретой в руках, иначе бы весь сюжет попал бы под запрет».

А что Вы думаете по этому поводу?