Общий язык

18.07.2012

По оценке специалистов, сегодня в Обнинске каждый третий ребенок нуждается в помощи логопеда.

Обнинские врачи констатируют тревожный факт: с каждым годом число детей, которым нужна помощь логопеда, растет. Чем вызваны такие изменения? «Причин очень много, — комментирует ситуацию директор центра практической психологии «Элис» Наталья Цветкова. — Всем очевидно, что нынешний ритм жизни колоссально отличается от того, каким он был, скажем, 10­20 лет назад. Естественно, такие глобальные изменения не могут обойти стороной формирование ребенка, в том числе и речевое. А ведь развитая речь — это один из решающих факторов того, что у вашего ребенка будет полноценная, интересная, счастливая жизнь. Сейчас жизнь мам и пап течет в постоянной суете, люди стали более «дерганными». Дети на все это сильно реагируют. В итоге получается, что они существуют, как говорится «на своей волне», а родители — на своей. При этом родители пытаются подстроить малышей под свой ритм, что может привести к проблемам».

О серьезности вопроса говорит и заведующая детским садом №42 «Ярославна» Нина Алешина. Как она пояснила, сейчас в «общеобразовательных» детских садах работают так называемые логопедические пункты. Там помимо коррекции речи у малышей развивают память, внимание, мышление, общую и мелкую моторики, обу­чают грамоте и математике. По информации Управления общего образования администрации города, в Обнинске числится всего 4 специализированные логопедические группы в 2 садах. Они не могут охватить всех ребятишек, которым нужна помощь логопеда. С одной стороны, не хватает специалистов, а с другой — постоянно растет число детей, которым нужна помощь логопеда.
«Проблема речевого развития очень глубока, — продолжает Нина Васильевна. — Факторов, которые ее усугубляют, множество. Но в большинстве случаев все идет именно из семьи. Родители уделяют мало внимания детям, развивающим играм с ними, общению с малышами. Даже пища может оказывать влияние на развитие речи. Простой пример: сегодня родители все чаще дают детям пюреобразную еду — ее легче достать, приготовить. А ребенок должен жевать, говоря бытовым языком, развивать мышцы артикуляционного аппарата. Это благотворно влияет на работу речевого аппарата в целом».

Как оценить, не опаздывает ли ребенок в развитии речи и не требуется ли ему помощь логопеда или психолога? Как поясняет логопед Регина Бойкачева, существует несколько основных этапов развития речи у детей.
Первый звук, который издает ребенок — крик при рождении. К речи он не имеет никакого отношения, но так обозначается голосовой рефлекс. С каждым последующим днем малыш все больше включается в жизнь. Это проявляется в том, что он останавливает свой взгляд на мамином лице. Внимание ребенка привлекают яркие игрушки или отдельные звуки. И вот на 2­3­м месяце наступает момент, когда ребенок должен «заговорить». Только речь эта особая — гуление, а затем и лепет. Эти этапы — начало освоения речи. На 9­10­м месяце жизни у ребенка начинает формироваться понимание речи взрослых. Малыш старается освоить первые простые слова, пары слогов: «мама», «папа» и т.д. Такой словарный запас у ребенка формируется до 18­20 месяцев. Далее малыш начинает понимать речь взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Тут важно обеспечить ребенку необходимый набор правильной и красивой речи для подражания.

«Но в последнее время все чаще мы вынуждены наблюдать случаи, когда ребенку пора говорить, а он молчит или говорит плохо, неразборчиво, — продолжает Наталья Цветкова. — Это тревожный сигнал. Что делать? Грамотные родители начинают беспокоиться, когда замечают отсутствие гуления и лепета. Менее осведомленные спохватываются значительно позже, когда ребенок уже должен говорить слова и фразы. Поэтому главный совет: если вы обнаружили отклонения в развитии речи ребенка, обязательно обратитесь за помощью к специалистам: педиатру, логопеду, неврологу. Не полагайтесь на порочный принцип «само рассосется». Но стоит отметить, что изначально родители могут помочь своему ребенку заговорить. Есть несколько эффективных упражнений».

Как можно раньше начинайте петь простые детские песенки. Когда ребенок начал гулить, он будет оживляться, а в период лепета начнет «подпевать», а затем и петь. После 6 месяцев надо учить ребенка понимать легкие, не больше двух слогов слова: «ам­ам», «бо­бо», «ав­ав».
Далее можно приступать к речевой моторике. Например, для активизации языка подходит упражнение «лошадка». Чем раньше родители научат малыша щелкать языком, присасывая язык к небу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (ш, ж, р, л и т.д.).
С 6­7 месяцев следует уделять внимание тренировкам пальцев рук ребенка. Развитие речи напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому массируйте кисти рук ребенка, каждый пальчик. Ежедневно в течение двух­трех минут разминайте и поглаживайте пальцы и кисти рук ребенка. С 10 месяцев нужно катать небольшие мячи, играть с кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую.
Эти советы, казалось бы, очень простые. И следовать им совсем несложно. Остается всего лишь выкроить время в своем расписании. Зато это поможет ребенку общаться с окружающими и познавать мир.

А что Вы думаете по этому поводу?