О чем говорят cирены

18.07.2012

Уроки трагедии на Кубани отзываются и в Обнинске. Жителям далеко не всегда понятно, что делать и куда бежать, если случилась чрезвычайная ситуация.
Управление гражданской обороны предупреждает: если вы услышали вой сирены — немедленно включите радио или телевизор.
События в Крымске будут вспоминать еще долго: ужасная трагедия унесла жизнь более 170 человек. Причины, виновники — все это будет еще расследоваться. Но и без расследований понятно: жертв могло быть гораздо меньше, если бы люди были предупреждены. Неудивительно, что сейчас по всей стране началась внеплановая проверка систем оповещения — учебные тревоги.

Население к таким вещам относится скептически. На днях в Обнинске тоже включали «ревуны». «В Обнинске работает 46 электросирен, в том числе и на территории крупных объектов — НИИ, промзона Мишково, — рассказывает начальник обнинского ГОиЧС Сергей Краско — На днях мы в очередной раз проверяли их работоспособность. Мы эту работу проводили регулярно и до Крымска. Результаты нас удовлетворили — по крайней мере, сработали все сирены, и громкость звука соответствовала норме. Хотя мы готовы услышать мнение населения на этот счет — совместно с «Ростелекомом», который обслуживает сирены, мы намерены провести доскональный анализ работы системы оповещения. Проверяли, кстати, и убежища — защитные сооружения гражданской обороны, для укрытия работников организаций (остальное население эвакуируется в безопасные районы)».

Впрочем, по городу сирены включают довольно часто, а по ФЭИ — еще чаще. И мы как будто к этому привыкли. И сейчас, после Крымска, горожане, пожалуй, впервые задались вопросом: сирену­то они слышали, а что делать, если, допустим, тревога не учебная, а настоящая? Куда бежать? Что с собой брать? Надо ли покидать город самостоятельно или же следует направляться в какие­то пункты, из которых будет производиться централизованная эвакуация?
«Вой сирены означает сигнал «Внимание всем!», — говорит начальник ГОиЧС Сергей Краско. — Если вы его услышали — немедленно включайте телевизор или радио. Там вы получите информацию — что случилось, а также инструкции — что делать. В Калужской области работает «централизованный перехват». В случае ЧС оперативно включится заранее заготовленный ролик с необходимой информацией — такие «шаблоны» записаны, пожалуй, на все случаи жизни: что делать при затоплении, радиоактивном заражении и т.п. В Обнинске мы хотим развить свою локальную систему оповещения, задействовав местные телеканалы и радиостанции».
Спасатели отмечают: сообщения о реальных ЧС не будут даваться бегущей строкой, которую многим (особенно пенсионерам) довольно сложно прочесть. Это будет текст на весь экран с озвучкой. Если вы не дома или нет телевизора — бегите к соседям, звоните в полицию или МЧС, ищите родственников — в любом случае, не сидите на месте.
Тем не менее, некоторые наши читатели признались, что не слышали сирену вообще. Даже на территории Старого города, вблизи ФЭИ. Некоторые живут без телевизоров, либо смотрят спутниковое ТВ — там региональных «включений» не бывает. И спрашивают: почему нельзя оповещать об угрозе с помощью мобильного телефона, который есть у многих?
Специалисты считают, что вариант этот ненадежен и может быть использован только в качестве вспомогательного способа оповещения. Прежде всего, далеко не все владельцы сотовых телефонов пользуются смс­сообщениями — многие пенсионеры не умеют ни набирать, ни открывать их, да и прочитать человеку со слабым зрением их непросто.

Но это еще полбеды: как выяснилось, в Калужской области сотовые операторы просто не в состоянии выполнить эту работу! «Внедрить SMS-­рассылку извещений об угрозе чрезвычайных ситуаций у регионального управления МЧС пока не получилось», — говорит первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Калужской области Олег Зацепин. По его словам, к сотрудничеству оказались не готовы Билайн, MTC и Мегафон — все три главных оператора сотовой связи области.
«У них нет ни диспетчерской службы, ни соответствующим образом подготовленного для работы с SMS такого рода персонала» — отметил Зацепин.
Впрочем, толку от смс­ок и телевизора может быть мало, если в регионе отключится электричество. Но ведь есть масса других способов оповестить население. Например, когда в обнинские Дома культуры приезжает очередная ярмарка, по городу катается машина с «матюгальником» и громко ее рекламирует. Все в курсе. Или, например, когда проходят выборы, используется автодозвон на стационарные телефоны горожан, которые есть за редким исключением в каждой квартире: звонит «робот» и приглашает проголосовать, иногда по нескольку раз в день.

«Мы не возлагаем надежды на какой­то один способ оповещения населения, — говорит главный обнинский спасатель Сергей Краско. — По­максимуму будем использовать все. Что же касается автодозвона — это хорошая идея, но технически невозможно одномоментно обзвонить десятки тысяч квартир в городе. Однако мы обязательно подумаем, как это можно сделать. Разумеется, в случае реальной угрозы будут ездить автомобили с громкоговорителями».
В обнинском МЧС говорят: эффективность всех этих мероприятий будет нулевой, если люди сами хотя бы немного не будут заботиться о собственной безопасности. Вот ответьте честно: знаете ли вы схему экстренной эвакуации из здания, где вы работаете и живете? Помните ли вы, где находится огнетушитель? Есть ли в вашем офисе запасной выход и как его открыть? Способны ли вы оказать элементарную первую помощь пострадавшему коллеге или родственнику? Сделать искусственное дыхание, наложить жгут… А ведь всему этому учат либо в школе, либо инструктируют при приеме на работу.

«К сожалению, чувство опасности у людей притуплено, многие горожане не обращают внимания на эту информацию, — отмечает Сергей Краско. — Многие ли видели уголок гражданской обороны, скажем, в УФМС? А он там есть, причем, на видном месте. И в магазинах есть. И в маршрутках Обнинска мы развешиваем инструкции — что делать в случае теракта. Но их либо срывают, либо не замечают. Мы готовы бесплатно консультировать население — приходите в МЧС. Читайте, рассказывайте знакомым. Но никто не приходит. Порой даже плановые учения воспринимаются в штыки. Взять, к примеру, экстренную эвакуацию детей из школ и детских садов. Такие учения мы проводим дважды в год, и сейчас могу с уверенностью сказать: мы отработали эвакуацию практически до совершенства. Все происходит очень четко и быстро — так, как и должно быть. Но нередки жалобы от родителей — особенно зимой. Например, что недостаточно укутываем во все шарфики и четыре свитера каждого ребенка. Да, признаемся, такое может быть. Просто потому, что в случае реальной угрозы на одной чаше весов — возможная простуда, а на другой — целая жизнь. И понятно, чему будет отдаваться приоритет».

Виктория СТАСЕВИЧ

А что Вы думаете по этому поводу?