Умные песни для думающих людей

27.06.2012

На XXV Международном фестивале авторской песни «Соловьиная трель» обнинские барды из объединения «ОАЗИС» забрали себе почти все «золото» и «серебро».
У россиян, поющих собственную поэзию под аккомпанемент гитары, «Соловьиная трель» считается одним из наиболее авторитетных жанровых форумов — его победители получают право участвовать сразу во втором туре культового Грушинского фестиваля. В этом году «трель» проходила под Курском — близ поселка Дичня. Авторов и исполнителей собралось более 5 тысяч человек, и это оказалось меньше ожидаемого — погода не слишком благоприятствовала отдыху на природе.
Тем не менее, приятных впечатлений обнинцы привезли массу. Во­первых, в фестивальном жюри заседали корифеи бардовского жанра под председательством самого Александра Городницкого. Кроме того, в качестве гостей присутствовали давно любимые искушенной публикой представители «новой волны» в авторской песне — такие, как Григорий Данской, Ксения Полтева или Юрий Космодемьянский. К слову сказать, «новая волна» регулярно гостит на фестивале «Обнинская нота», поскольку давно дружит с «ОАЗИСом». И здесь самое время дать слово бессменному лидеру и «энерджайзеру» этого объединения Оксане Рачкулик.
Рачкулик. Обнинск на «Соловьиной трели» представляли Зоя Иващенко, Алексей Хромов и Алена Рачкулик. Зоя завоевала II место в номинации «авторы», Алена — I место в номинации «исполнители». А в поэтическом конкурсе I место получил Алексей Хромов. В финальном концерте название нашего города звучало чаще, чем других. Обнинцам досталось больше концертных номеров во II туре, чем другим регионам, а участвовали представители почти всего «постсоветского пространства» — от Украины и Беларуси до Владивостока.
Корр. Бардовский жанр в кризисе или же он находится в своей комфортной нише, где никому не мешает? Обрадовались бы вы такой же его популярности, какая была в 60­-70-­е годы?

В финале фестиваля название Обнинска  звучало чаще других городов

В финале фестиваля название Обнинска звучало чаще других городов

Рачкулик. Авторская песня — это форма существования поэзии, которой не одна тысяча лет. Так что вряд ли она может быть в кризисе. В кризисе, скорее, пребывает движение «самодеятельной песни». Возможно, несколько устарела форма традиционных концертов. А скорее, просто прошла мода. Обидно только, что и до того небольшого числа любителей трудно донести информацию о том, что мы делаем. Видимо, большой поток разнообразных сведений со всех сторон. «Обнинская нота» — фестиваль молодой, но интересный по составу, знакомящий как с «классикой» авторской песни, так и с представителями современной «новой волны». А обнинцы знать не знают, что у них под боком проходит такой праздник.
Корр. Есть ли внятные признаки, по которым можно определить бардовский жанр?
Рачкулик. Авторская песня — она потому и авторская, что является творением автора. Который волен обращаться к разным жанрам: рок­-н-роллу, джазу, регги. Впрочем, есть признак, с которым соглашается большинство авторов и любителей авторской песни — приоритет поэтического слова.
Корр. Есть ли у обнинских бардов опубликованные компакт­-диски?
Рачкулик. Да. Алексей Хромов в составе команды «АП’острофф» записал два альбома. Зоя Иващенко выпустила четыре диска с авторскими и исполнительскими работами, один из них — в дуэте с Григорием Эпштейном. Андрей Думшев имеет в активе два авторских альбома, Юлия Студенова выпустила пока один, но работа идет по второму альбому. Мало того, к своему 5-­летию «ОАЗИС» выпустил коллективный диск.
Корр. Почему, на ваш взгляд, Окуджава и Высоцкий открещивались от КСП, а Визбор с Сухановым — нет?
Рачкулик. КСП — это организация, а не жанр. Кому-­то нравится «быть в рядах», кому-­то нет. В свое время сеть клубов самодеятельной песни была просто необходима, чтобы, с одной стороны, быть неким буфером между авторами и властью, с другой стороны, выполнять функции своеобразного коллективного «продюсера». Ведь не каждого барда принимали на работу в госконцерт, а иных легальных или хотя бы полулегальных способов выйти к зрителю не было. Но, как и любые союзы, клубы в какой-­то момент становились тесны для выдающихся своих участников. Кроме того, далеко не все члены этих клубов интересовались самой авторской песней. Многих в КСП привлекала тусовка и все, что ей сопутствовало.
Что до «ОАЗИСа», нас иногда ошибочно принимают за клуб. Но мы не клуб. Мы — творческое объединение, которое, к тому же, делает шаги на пути к театру песни. Однако театр — название почетное и ко многому обязывающее, поэтому мы пока не решаемся себя так назвать.

А что Вы думаете по этому поводу?