К совершенству добавить нечего

21.06.2012

К нам снова едет Примадонна! 2 июля солистка театра «Московская оперетта», Народная артистка России Светлана Варгузова вновь порадует обнинцев — на сей раз ее неповторимый голос будет звучать в классической оперетте Франца Легара «Веселая вдова».
Меньше месяца назад артисты Московской оперетты произвели на сцене ДК ФЭИ настоящий фурор — в «Летучей мыши» Иоганна Штрауса блистала несравненная Светлана Варгузова. Спору нет, в жанре оперетты у этой артистки в родном отечестве нет соперниц даже близко. А были ли?
Корр. Светлана Павловна, принято считать, что в Московской оперетте долгое время было сразу две Примадонны — вы и Татьяна Шмыга. Как вы вдвоем уживались под одной крышей и на одной сцене? Не было ли соперничества и ревности к первым ролям?
Варгузова. Уживались мы прекрасно. Во­-первых, мы люди разных поколений — когда я в 1967 году пришла в Московскую оперетту сразу после окончания Гнесинского училища, Татьяна Шмыга уже блистала на сцене. Она уже тогда была Примадонной. Так что ни о каком соперничестве речи быть не может — я у Татьяны Ивановны училась и благодарю судьбу за такую уникальную возможность. Во-­вторых, что касается первых ролей, то в репертуаре мы практически не пересекались. Лучшие и самые совершенные свои роли Татьяна Шмыга исполнила в опереттах советских композиторов Юрия Милютина, Исаака Дунаевского, Александра Долуханяна, Оскара Фельцмана, Кара Караева, Константина Листова. На мою же долю достался классический репертуар — Иоганн Штраус, Имре Кальман, Франц Легар, Франц Зуппе, Жак Оффенбах. Иными словами, классика — это моя стихия.
Корр. Кстати, о классике. Сейчас нередко можно встретить постановки классических оперетт, далекие не только от замысла автора, но и от оригинала — текст либретто произвольно меняется в угоду злобе дня, персонажи отпускают актуальные пивные шуточки и прочее в таком же духе. Как правило, это спектакли с участием молодых, малоизвестных, но очень честолюбивых артистов. Что вы на это скажете?
Варгузова. Скажу, что и у такой оперетты есть свой зритель. Если какому­-то зрителю это нравится, то не стоит ему мешать получать удовольствие. Мне же думается, что классические произведения тем и хороши, что они классические. То есть, произведения, в своем роде совершенные. А к совершенству добавить нечего.
Корр. Продолжим тему совершенства. Известен отзыв самого Сергея Рахманинова об оперетте «Веселая вдова». В одном из своих писем он пишет: « Я еще видел оперетку «Die lustige Witwe». Хоть и сейчас написано, но тоже гениально… Великолепная вещь!». Чем хороша «Вдова»? В исполнительском плане она сложнее «Летучей мыши»?
Варгузова. Отнюдь. Оперетта Иоганна Штрауса в вокальном плане требует технических больших усилий, нежели «Веселая вдова». Однако шедевр Франца Легара основан на напевной славянской мелодике, в нем, если можно так выразиться, больше пространства для артистического самовыражения.
Корр. Как вы обычно готовитесь к концерту? Отсыпаетесь? Медитируете? Или, может, выпиваете бокал хорошего вина?
Варгузова. На сцене всегда нужно быть в форме, поэтому перед спектаклем необходимо хорошо отдохнуть. Что касается бокала вина, то его я с удовольствием выпью после спектакля (смеется).
Корр. Не сомневаюсь, что ваши музыкальные пристрастия не ограничены одной только опереттой. Какую музыку вы слушаете на досуге и для души?
Варгузова. Мне очень нравится филармонический джаз 40-­60­х годов. Особенно Фрэнк Синатра. И дело даже не в его голосе, а в его умении работать с оркестром — у него аранжировки не просто тонкие и яркие, а написаны всегда с учетом и тембра, и исполнительской манеры.
Корр. А ваш постоянный парт­нер по сцене Юрий Веденеев?
Варгузова. Юрий Веденеев — прекрасный певец с завораживающим тембром голоса, талантливейший актер, лиричный и с отменным чувством юмора, он — украшение нашего театра. Как партнер Юрий Петрович очень чуток. Я с ним пою уже 30 лет, с ним очень интересно и легко работать. Мало того, он просто очень хороший человек, товарищ, настоящий интеллигент.
Корр. А как вы бережете свой голос?
Варгузова. Стараюсь беречь связки, не простужаться, а если с голосом вдруг что­-то не так, то лечусь, конечно.
P. S. В «Веселой вдове» в мужья к несравненной Светлане Варгузовой будет набиваться сам Народный артист России Юрий Веденеев. Так положено по сюжету оперетты.

А что Вы думаете по этому поводу?