Глобальный центр

07.06.2012

ЦИПК стал образовательным центром мирового масштаба. Подобные ему на планете можно пересчитать по пальцам.
45 лет назад, 6 июня 1967 года, вышло постановление Министерства среднего машиностроения, которое курировало атомную отрасль, «О совершенствовании системы повышения квалификации руководящих работников», сразу же последовал министерский приказ о создании в Обнинске Центрального института повышения квалификации (ЦИПК). Поэтому 6 июня считается днем рождения института. 45 лет. Юбилей.
Положение обязывало занять лидирующие позиции в подготовке кадров для атомных электростанций, и здесь, в ЦИПК, были разработаны многие передовые образовательные технологии. В 1975 году появилась первая в стране автоматизированная система управления в системе послевузовского образования, в 1977-м сотрудники ЦИПК получили премию Совета министров СССР за разработку и оснащение учебного процесса новейшими вычислительными системами, в 1978-м — ЦИПК получил престижную премию Ленинского комсомола за разработку и внедрение человеко-машинной системы для принятия оптимальных решений. Тогда же на Нововоронежской АЭС ввели в строй первый в СССР полномасштабный тренажер, его математическое обеспечение было выполнено в ЦИПК.

О главном

В 90-е ЦИПК, как и всей отечественной науке, пришлось выживать — многие образовательные программы пришлось свернуть. Однако сейчас, когда в стране развернуто строительство новых энергоблоков, ЦИПК востребован как никогда. Кроме того, многие страны Азии и Африки хотят развивать у себя атомную энергетику — и их взоры обращены к Обнинску.
В последние десятилетия институт пережил много трансформаций, а с 2007 года он находится в введении ОАО «Атомэнергопром» в статусе негосударственного образовательного учреждения.
С 2006 года ЦИПК возглавляет кандидат экономических наук Юрий Селезнев. Ему удалось так
организовать дело, что институт работает не только в интересах российской атомной энергетики. ЦИПК стал международным образовательным центром.
ЦИПК сейчас — это громадный образовательный комплекс. Он включает в себя головное обнинское подразделение, 2 крупных филиала в Москве и Санкт-Петербурге, 9 филиалов на атомных станциях и еще один в Екатеринбурге. «Всего 13 площадок получается. Чем не сеть?» — гордится Юрий Селезнев.
«В прошлом году мы обучили 14,5 тыс. чел., — продолжает Юрий Николаевич. — К 2015 году
планируем увеличить это число до 30 тыс. А в лучшие средмашевские времена в ЦИПКе повышали квалификацию 10,5 тыс. человек в год».
ЦИПК встроен в общую стратегию Госкорпорации «Росатом», которая включает в себя развитие ядерной электрогенерации в России, экспансию технологической платформы водо-водяных энергетических реакторов за рубеж и вывод из эксплуатации реакторов, отслуживших свой срок. Подготовка кадров для такой работы и является сейчас главным направлением деятельности ЦИПК.

Планетарный уровень

В прошлом году на 55-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ было заявлено о создании
на базе ЦИПК Международного центра подготовки персонала. Возглавил его известный обнинский ученый, доктор технических наук Владимир Артисюк. Подобных центров в мире имеется немного — в США, Европе, Японии и Корее. У России сохранилась традиционная зона
экономического влияния — СНГ, Восточная Европа, Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, некоторые страны Африки. Владимир Васильевич надеется, что «деятельность Центра под эгидой МАГАТЭ станет точкой кристаллизации усилий по образовательной экспансии российской ядерной науки и технологии».

Учебный процесс

Учебный процесс

В Египте собираются построить АЭС по российской технологии, и в 2010-м в ЦИПК обучалось 42 специалиста из этой страны. В 2011-м — 32 инженера и менеджера из Вьетнама, Бангладеш и Белоруссии. На 2012 год получены предварительные заявки на обучение 134-х человек. Большинство из них представляют новые для ЦИПК страны — Турцию, Кению, Нигерию. «Наши оценки показывают, что для страны, встающей на путь развития ядерной энергетики, предстоит подготовить порядка 270 менеджеров и специалистов ее ядерной инфраструктуры, — говорит Владимир Артисюк. — Это образованные люди с опытом практической работы. Цель их обучения — воспитание лояльных Российской Федерации руководителей и специалистов ядерной отрасли для продвижения российских ядерных технологий. Впоследствии, когда начнется контрактная подготовкаэксплуатирующего персонала зарубежных АЭС, в Обнинске будут проводиться общие технологические курсы. Ожидаем, что одновременно на пике будет находиться до 500 человек. Это очень серьезная задача».
Не так давно в Обнинск приезжал председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин.
Побывал Сергей Евгеньевич и в ЦИПК. Его познакомили с международными проектами института,
и они ему понравились. «Мы понимаем, что один из инструментов завоевания рынка — это
подготовка кадров, — сказал Сергей Нарышкин. — Если мы будем готовить высококвалифицированные кадры в широком масштабе, то зарубежный рынок атомной энергии для России станет перспективным». Политику ЦИПК по привлечению на обучение иностранных специалистов председатель Госдумы назвал продуманной. «Это хороший пример для других институтов России, как нужно определять перспективные рынки, ведь ЦИПК планирует эту работу вперед на 5-10 лет, понимая, где — в каких точках мира — будут строиться те или иные энергетические атомные объекты», — подчеркнул Нарышкин.

Для своих

По программе развития атомной энергетики России до 2030 года планируется построить 38 новых энергоблоков. Это серьезный прорыв. Ведь сейчас на 9-ти действующих АЭС страны работает 24 энергоблока. Стоит ли говорить в связи с этим, что обучение сотрудников работающих и строящихся станций — важнейшая задача института. С этой целью в ЦИПК создан Центр технических компетенций, возглавляемый Владимиром Аспидовым.

Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин (слева) и ректор ЦИПК Юрий Селезнев

Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин (слева) и ректор ЦИПК Юрий Селезнев

В 2011 году в Центре прошли обучение 4 тыс. человек, из них 70% — это персонал АЭС. «Стратегическая цель института — занять в отрасли доминирующее положение по оказанию образовательных услуг, а это возможно, только если приблизиться к регионам, — говорит Владимир Аспидов. — Поэтому мы хотим создать базовые филиалы и на других крупных предприятиях, не только на АЭС. Скоро такой появится на Красноярском горнохимическом комбинате. Уже есть такой филиал в Екатеринбурге».
Центр постоянно совершенствует методы обучения. Сейчас их выстраивают на основе IT-технологий. Это дает колоссальные возможности по моделированию оборудования и технологических процессов. «Конечно, обучаемые не смогут пощупать их руками, но зато получат другие преимущества, — объясняет Владимир Аспидов. — Очень часто оборудование разбросано территориально, и в реальных условиях взаимосвязи между ним не видно. На экране компьютера можно показать эту связь. Можно показать сложный технологический процесс как в реальном времени, так и ускорить его или замедлить, заглянуть внутрь оборудования. Сейчас мы внедряем систему дистанционного обучения. В этом году опробуем смешанную систему: часть заданий дается дистанционно, потом на предприятие приедет преподаватель ЦИПК, проведет консультации, а затем примет экзамен».
Одно из интереснейших направлений работы Центра — подготовка первого экипажа для
плавучей АЭС. Территориально это будет происходить в Санкт-Петербургском филиале, а в Обнинске уже разработаны типовые программы обучения экипажа.
Чтобы руководить ядерными объектами, необходимы не только технические знания, но и управленческие. Поэтому в ЦИПК в 2010 году создан Центр управленческих компетенций, который возглавляет кандидат экономических наук Наталья Айрапетова. Наталья Германовна убеждена в том, что топ-менеджмент предприятий отрасли обязан знать основные стратегии управления. На сегодняшний день запущены проекты, направленные на создание кодекса корпоративной этики, оптимальных организационных структур, систем мотивации и повышения эффективности труда. «Вообще, для нас характерно оперативное реагирование на изменяющиеся условия хозяйствования и масштабы атомной отрасли, — говорит Наталья Айрапетова. — В сфере наших компетенций практически ни одна программ не живет больше двух лет. Это заставляет заниматься разработкой новых направлений и программ практически ежедневно — работаем в режиме велосипеда: пока крутим педали, движемся, остановились — упали».
Перед ЦИПК стоят ясные цели, перспектива развития института определена как минимум на 10
лет, и это означает, что его ждет очень интересная работа.

А что Вы думаете по этому поводу?