Выше прыгнуть

18.04.2012

До конца учебного года остается чуть больше месяца. Останутся ли обнинские выпускники в городе или поедут в Москву и Питер? Этот вопрос изучают юные журналисты из студии «Бульвар энтузиастов» редакции нашей газеты.

«В Москву, в Москву!»

Выпускники самых сильных обнинских школ — гимназии, ФТШ и ОСШ — традиционно планируют поступать в московские вузы. Причем — в престижные, и на бюджетные места. Ничего удивительного в этом нет: ребята изначально сильно мотивированы на учебу, и уровень их знаний позволяет надеяться, что их мечта получить качественное столичное образование вполне достижима. «Из потока выпускников гимназии, — говорит ее директор Александр Сухарев, — в Обнинске остаются человек пять, не более. Остальные едут учиться в столицу или в Санкт­Петербург». «В нашей школе, — утверждает директор ОСШ Татьяна Мачула, — ребята настроены на учебу в Москве. Особенно, если говорить о желающих получить гуманитарное образование. Хотя те, кому интересна физика, идут и в ИАТЭ». «Выпускники ФТШ нацелены на учебу в столице, — поддерживает мнение коллег директор Физико­-технического лицея Вадим Латышев. — Замечу, что это решение не только ребят, но и их родителей».
Конечно, если родители всю жизнь вкладывались в учебу своих чад, оплачивали дополнительные курсы, репетиторов, то делалось это для того, чтобы дать ребенку возможность получить образование в самом престижном вузе, дать возможность хорошего старта. И никто, наверное, не будет спорить, что Москва тут предоставляет очень хорошие возможности.
Но дело не только в этом. Не все ребята, уезжающие из Обнинска, ставят целью учебу в Москве. Директор 16­й школы Наталья Бачина утверждает, что выпускники ее школы ( а это одно из самых востребованных учебных заведений города), обычно делятся в соотношении 50х50: половина идет в обнинские вузы, половина уезжает: «Главное для выпускника — реализовать свои возможности и устремления. У нас, например, ребята в прошлом году поступали и в архитектурные институты, и в военные училища, и в спортивные институты. В Обнинске нет возможности получить эти специальности. Да и ряд других — тоже. А дети хотят быть не только физиками или экономистами, а и музыкантами, учителями, строителями. Поэтому им приходится ехать на учебу в другие города»
Оттоку ребят из Обнинска способствует и ЕГЭ. Ведь сейчас не нужно ехать сдавать экзамены в Питер, Тверь или Смоленск. Достаточно хорошо написать единый государственный экзамен и подать документы в тот вуз, где пройдешь по баллам.

Психолог «за»

Так что лучше — отпустить ребенка в Москву или «притормозить» его в городе? Вот что думает психолог Татьяна Позднякова
Корр. Какие причины «гонят» детей в Москву?
Позднякова. Уровень их притязаний. Большой город предоставляет больше возможностей для самореализации. Это было во все времена. В Москву ехали и едут за своей мечтой. Столичные вузы всегда считались престижными для обучения. Также важными причинами становятся желание обрести свободу и самостоятельность вдали от родителей; поиск новых ощущений и впечатлений. А еще желание устроить свою жизнь лучше, чем у своих родителей.
Корр. С какими трудностями может столкнуться обнинский подросток в Москве?
Позднякова. С чем угодно, так же, как и в любом другом большом городе. В первую очередь, с «соблазнами» большого города и ощущением вседозволенности. Поэтому все зависит от воспитания и ценностей ребенка, его характера и внутренних убеждений.
Корр. У современных подростков завышен уровень притязаний. Хорошо это или плохо? Характерно для Обнинска или не очень?
Позднякова. Это очень хорошо. Это свойство молодости, которое окрыляет. И географическое местоположение на это не влияет. Только в этом возрасте дух захватывает от «высоты». А взрослые обламывают крылья на взлете. Дайте ребенку взлететь, помочь ему упасть всегда найдутся желающие.
Корр. Что нужно делать, если ребенок пытается «прыгнуть выше ушей»?
Позднякова. Помочь ему допрыгнуть. Это задача родителей — поддержать своего ребенка. И чтобы поддержка была наиболее эффективной — помочь ребенку определиться с будущей профессией заранее. В соответствии с его способностями и возможностями. Ведь в каждом из нас спрятан свой талант.
Корр. Есть ли способ смягчить «приземление», если подросток с первого раза не достигнет цели, не поступит туда, куда планировал?
Позднякова. Поддержать при «приземлении» и отнестись к этому по-­философски: если этот путь закрыт, не факт, что он твой. Какой смысл как можно быстрее карабкаться вверх по лестнице успеха, если она приставлена не к той стене?
Корр. Есть ли причины у родителей бояться «отпускать» ребенка?
Позднякова. У родителей всегда есть причины бояться за своего ребенка, даже если видимых рисков нет. Так родители проявляют свою «заботу» о детях. Это игра на опережение событий. Легче бояться, чем отпустить и поддержать своего ребенка. На это требуется определенное мужество самих родителей. Наилучшие отношения с детьми выстраиваются на доверии и уважении. Это позволяет детям взрослеть. А худшее может случиться и под боком.

Не потянуть

Учеба в Москве имеет не только плюсы, но и очень серьезные минусы. Дети, которые всю жизнь занимались под бдительным родительским надзором, оказываются в большом городе — со всеми его соблазнами. Выпускник обнинской гимназии Антон Торутев рассказывает: «В МГУ я проучился год. Конечно, по окончании школы очень хотелось поступить в главный вуз страны, где дают образование высшего качества. Но хотелось и попробовать вкуса студенческой жизни, без надзора родителей. Я поступал на факультет вычислительной математики и кибернетики, на бюджетное отделение. Сразу скажу, что без олимпиад там делать нечего, очень сложно поступить. У меня были 3­и места в 2 или 3 олимпиадах, а результаты ЕГЭ в среднем около 75. Когда начал учиться, оказалось, что нагрузка тут больше, чем рассчитывал. Хотя, общаясь с людьми с других факультетов, в частности, с химического, понял, что у меня еще не все так плохо. Учились 6 дней в неделю, по 3­4 пары в день. И свободного времени все равно было достаточно. Появилась масса отвлекающих факторов: это и внеучебная деятельность факультета (КВНы, мюзиклы), кучу времени отнимал Интернет, моя девушка требовала внимания… И я «забил» на учебу, по крайней мере, по двум предметам. Плохо сдал зачеты и вылетел из университета. После этого я поступил в РЭУ им. Плеханова на ту же специальность и по тем же результатам ЕГЭ. Если говорить о бытовых вопросах, то общежитие у нас было старое, жили по 4 человека в небольшой комнате. На этаже — две кухни и туалет. В день у меня на все про все уходило около 500 рублей. До поступления я много ездил в Москву, уже к ней привык. Разумеется, не привык только к самостоятельной покупке продуктов и приготовлению еды».
Есть и не такие удачные примеры самостоятельной жизни. Например, Борис Калинин, который тоже удачно поступил на бюджетное место в престижный московский вуз, по тем же причинам, что и Антон Торутев, завалил первую же сессию. Причем мама его об этом узнала совершенно случайно. Путем неимоверных усилий родителей Борис остался в институте, но уже на платном отделении. А потом он и следующую сессию завалил. И опять начал прятать концы в воду, да так успешно, что родители были в полном неведении до тех пор, пока не начался осенний призыв… Родители в предынфарктном состоянии побежали по всем инстанциям, но уже было поздно что­-либо делать. И Борис поехал как миленький служить под Можайск. Откуда звонил вечерами папе с мамой и раскаивался. А они ему возили колбасу по выходным. Теперь он уже вернулся из армии, и решил, что вместо того, чтобы восстанавливаться в институте, лучше бы ему поработать пока в папиной конторе. Мама поседела…
Далеко не все родители готовы отпустить ребенка в Москву. Кто-­то пытается таким образом спасти дитя от соблазнов. Кто­-то боится, что ребенок будет питаться всухомятку, а здоровье у многих выпускников действительно не слишком хорошее. И домашние условия тут предпочтительнее, чем общежитские. Есть еще и финансовый фактор. Если студент не получит общежитие, жилье ему придется снимать. Как правило, в таком случае ребята снимают квартиру на трех­-четырех человек, но все равно получается довольно дорого. А на первых курсах подрабатывать самим получается только за счет учебы. Да и помимо жилья нужны деньги на транспорт и питание. Поэтому, посчитав все «за» и «против», многие предпочитают Обнинск.

А что Вы думаете по этому поводу?