Аккредитовались

25.01.2012

Сельская школа на аккредитации показала такие же результаты, как наша гимназия.
Как такое может быть, и может ли такое быть вообще? Но вот перед глазами результаты группы гимназистов-одиннадцатиклассников: математика — 75%. Это означает, что четверть группы учеников социально-гуманитарного направления не смогла написать стандартную контрольную по математике даже на тройку! Русский язык не сдали 5% учеников из этой же группы, а по литературе — 10%. И, если посчитать средний показатель по результатам контрольных для одиннадцатиклассников, то получится, что он в нашей гимназии ровно такой же, как… в Корекозевской средней школе Перемышльского района. А между тем, эти результаты оцениваются как качество образования. И не иначе.
Споров по результатам аккредитации, очевидно, будет много. Тем более, что результаты контрольных считаются по принципу “зачет-незачет”. Написал на двойку — незачет. На тройку — уже зачет. Что происходит? Это “начало конца”, и в гимназии завелись откровенно слабые ученики? Или же результаты аккредитации на самом деле не дают никакой реальной картины образовательного уровня? Или, может быть, что-то напутали в результатах сельской школы — вот и получилась такая картина? И какая ситуация с другими школами города, которые проходили аккредитацию?

Почему так мало?
Директор гимназии Александр Сухарев считает, что эти контрольные нельзя считать показателем уровня образования: “Заданий было всего шесть, это очень мало, и возможность случайной ошибки в таком случае серьезно возрастает. На мой взгляд, аккредитация не показывает истинного положения дел. Давайте дождемся результатов ЕГЭ — и тогда уже будет точно видно, какой уровень и у какого учебного заведения”.
Многие преподаватели говорят о том, что сама система зачета “сдал — не сдал” не совсем правильная. И объективной картины уровня образования не дает. Допустим, один ученик написал контрольную на двойку, а десять других написали на пятерку — получается 90%. Но и если один написал на 2, а другие девять — на три, школа получает те же 90%. Можно ли говорить, что у них одинаковое качество преподавания? Кстати сказать, и в калужской “Гимназии №24″ результаты по математике были плачевными — 70%…
“Я считаю итоги этого мероприятия успешными, — говорит начальник Управления общего образования Обнинска Татьяна Волнистова. —Ученики Обнинской гимназии, в целом, продемонстрировали уровень качества образования по учебным дисциплинам, достаточный для того, чтобы подтвердить статус гимназии. Совместно с руководителями учреждений, которые проходили аккредитацию, будем анализировать показатели по предметам, вырабатывать рекомендации для учреждений, которым предстоит пройти процедуру аккредитационной дисциплины”.
Если продолжить разговор о гимназии, то там аккредитацию проходили и десятые классы. Десятиклассники показали 100% по русскому и иностранному языкам и 95% по математике и физике.
Так что вроде бы все не так уж критично. Но осадочек остался.

Почему так много?
А теперь о Корекозевской школе.Одиннадцатиклассники которой сдали со 100%-ным результатом русский, физику и обществознание.
Мы связались с ее директором Татьяной Новиковой. Татьяна Семеновна результатам тестирования очень рада. Как она рассказала, в одиннадцатом классе у нее учатся всего четыре ученика — два мальчика и две девочки. Мальчишки готовятся к поступлению в Бауманку, одна девочка идет по целевому набору в Воронеж, другая хочет поступать в Калугу, планирует быть учителем. По математике результат гораздо слабее — 50%. Это вызывает, понятное дело, вопросы. Почему ребята не показали такой же уровень, как по физике? “Одну работу написала плохо девочка, много пропустившая в последней четверти. Она растерялась и, когда выходила из класса, плакала, потому что забыла, как решать пример. А вот кто еще одну работу завалил, я не знаю, — говорит Татьяна Семеновна. — Самой было бы интересно на нее посмотреть”. Корекозевская школа в области хорошо известна: три года назад она вошла в девятку лучших школ области и по рейтингу занимала второе место… Кстати, и вторая ступень этой школы три предмета сдала на 100% — математику, русский и физику.
Сейчас там учатся 92 ученика. С учительскими кадрами все в порядке, но вскоре учительница по химии и биологии выходит замуж в другой регион. Поэтому Татьяна Семеновна ищет преподавателя-химика-биолога. О чем и просила сообщить через нашу газету: “У нас очень хорошая школа, и стоит удобно — у дороги! Нам химик-биолог нужен!”

Итого имеем
Какова же общая ситуация в Обнинске?
13-я школа проходила аккредитацию по всем трем ступеням. Младшая школа дала очень приличные результаты. Средняя — похуже. А ученики 11-х классов гуманитарной группы выдали всего 14% по математике… То есть остальные 86 % детей написали работу на два. Результат на общем фоне школы убойный. Особенно, если учитывать, что математику ребята будут сдавать и на ЕГЭ, и при этом никто у них тогда не спросит — физики они или лирики. В итоге школа, которая всегда в Обнинске считалась очень приличной, потеряла свой статус школы с углубленным изучением ряда предметов. И теперь она будет обычной средней школой. Как нам сообщили в Управлении общего образования, на решение аккредитационной комиссии негативно повлияли и некоторые другие факторы. Например, по правилам, в школе с углубленным изучением разделение на группы гуманитариев и физиков с математиками должно начинаться с 5-го класса, а в нашей 13-й школе начиналось с восьмого. Татьяна Волнистова говорит: “13-я школа показала довольно высокие результаты по предметам естественно-научного цикла, кроме как в одной группе и по одному предмету. То, что теперь она будет обычной школой, связано не с уровнем образования, а с несоответствием определенным формальным требованиям”.
По краешку обрыва “проползла” 9-я школа. Одиннадцатиклассники сдали русский язык на 28 %. По математике, химии результат пограничный. По биологии — чуть выше. “В принципе, результат мог быть и выше, если бы к аккредитации пристально готовились, важен и психологический настрой обучающихся, — считают в Управлении общего образования, — но сроки аккредитации этого учебного заведения были внезапно сдвинуты Министерством образования, вот и, как говорится, “дня не хватило”.
Пятая школа не дотянула по математике — 30%. Зато 12-я школа выступила очень уверенно — проблем нет ни по одному предмету. А одиннадцатиклассники 1-й школы “перепрыгнули” не только 50-процентный, но и 80-процентный гимназический порог: по математике и русскому здесь результат 83%.
Все школы Обнинска аккредитацию прошли. Ну, “понизили” 13-ю школу — не скажем, что это катастрофично. Но впереди аккредитация ФТШ. Школа, которая, наряду с гимназией, является маркой обнинского образования. А там сейчас, в результате объединения двух школ, под одной крышей собраны как очень сильные ученики, так и откровенно слабые. И то, сможет ли ФТШ сохранить свой статус — настоящий экзамен для нашего города.

Ученики не боятся
Когда учителя говорят об аккредитации, всегда просят взять во внимание, что в период ее проведения школа работает в особом режиме, порой обстановка становится напряженной, нервной. Будь то гимназия, колледж или просто школа — всегда присутствует волнение за результат: и у руководства, и у родителей. А в первую очередь у самих учеников, для которых аккредитация может стать стрессовой ситуацией.
Но, как оказалось, ребята оказались к ситуации морально готовы.
Катя Побережная (школа №1):
Для тех, кто систематически учится — написать контрольные было не сложно. Была пара заданий, которые мне показались трудными, и то только в биологии. Я ожидала, что будет гораздо труднее.
Алексей Мокроусов (гимназия):
Мне показалось, что труднее было бы провалить подобную проверку знаний. Сложностей не было. Например, все предложения в тексте по английскому языку были вида “There is a lion in the wood. He is very hungry and angry”. Короче говоря, для нашей школы это не было проблемой, чему могу только порадоваться.
Аня Киселева (школа №12):
К аккредитации мы много готовились, повторяли вопросы, и именно они потом и попались в тестах. Хуже всего мне далась биология, ну а в целом было несложно. Кстати, контроль был жестким, и вряд ли кому-то удалось добиться подсказки соседа или списать.

Две составляющие
Любая школа — будь она государственная или негосударственная, городская или сельская — чтобы быть полноценным образовательным учреждением, должна иметь два основных документа: лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации.
Лицензия говорит о том, что школа имеет возможность учить — у нее есть оснащенные классы, соответствующие программы и учебники, достаточное количество учителей и т.д. Если у школы нет лицензии — школа не может учить детей. Раньше лицензирование проводилось раз в шесть лет, с прошлого года порядок изменился: лицензия теперь бессрочная.
Государственная аккредитация — это процесс, в результате которого приобретается официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг государственному стандарту. В школах проводят аккредитацию по трем ступеням: это младшая школа, средняя и старшая. Требований к учебным заведениям довольно много, но одно из главных — проверяются знания учеников четвертых, девятых и одиннадцатых классов. Для этого проводятся специальные контрольные работы по четырем предметам. Два из них — обязательны, это математика и русский, и еще два — по выбору школы. Контрольные пишут не все ученики, а так называемая репрезентативная группа, которая отбирается из общего количества учеников компьютером. В группе обязательно есть и те, кто учится хорошо, и те, кто учится неважно — чтобы получилась некая средняя составляющая. Главное условие — написать контрольную не на два. На тройку будет выполнено задание или на пятерку — значения не имеет. Результаты считаются в процентах справившихся с заданием. Для обычных общеобразовательных учреждений действует минимальный порог в 50% — то есть двойки могут получить половина ребят, и будет считаться, что результат в целом успешный. А, допустим, гимназии для подтверждения своего статуса необходимо, чтобы двоек было не больше, чем 20%.
Аккредитация дает школе право проводить экзамены и выдавать ученикам аттестаты государственного образца.

Условия победы
Недавно 19 школ Калужской области прошли процедуру государственной аккредитации. Среди этих учебных заведений был и ряд обнинских школ: №1, №2 (Гимназия), №5, №9, №12 и №13 (Школа с углубленным изучением ряда предметов) и частная школа “Обнинский колледж”.
После того, как в прошлом году 7-я школа аккредитацию не прошла, а 6-я — лишилась своего лицейского статуса, жители нашего города, “сдвинутые” на идее образования своих детей, начали с большим вниманием относиться к этой вроде бы формальной процедуре.
Контрольные работы для аккредитации разрабатываются в Калуге. О том, кто конкретно из учеников попал в число счастливчиков, которые будут выполнять контрольные, администрации школы сообщается за три дня до начала мероприятия. В назначенный день в школу приезжает комиссия из Калуги. Ученики и областной представитель входят в класс, распечатывается конверт с заданием и начинается контрольная. Когда ребята сдадут задания, их запечатывают и отвозят в Калугу.
Все предметы, которые сдаются, считаются одинаково важными. Если из четырех школа с одним не справилась, ей идут навстречу и считают, что аккредитация пройдена. Если результаты неудовлетворительны по двум предметам — аккредитационная комиссия смотрит, каковы результаты по остальным восьми требованиям, которые необходимо выполнить для успешного завершения процесса.
Если школа аккредитацию не прошла, как получилось в прошлом году с 7-й школой, ее ученики доучиваются в этой школе, а вот экзамены сдают уже в другом учебном заведении.

А что Вы думаете по этому поводу?