Большая перемена

02.09.2011

Новый учебный год начинается с больших перемен.
В этом году обнинские школы ждет много нового. Сменился начальник управления общего образования города, в четыре городских школы пришли новые директора. Но самые важные и самые главные изменения связаны вовсе не со сменой кадров. Об этом — наш разговор с начальником управления образования Татьяной Волнистовой.
Корр. В прошлом году репутация среднего образования в Обнинске был испытана на прочность — 7-я школа не прошла аккредитации, а 6–я лишилась статуса лицея.
Волнистова. 7-я школа показала худшие результаты, чем могла бы. И это связано не с уровнем подготовки детей, он вполне приемлемый, а с рядом неверных управленческих решений администрации этого учебного заведения. Школа оказалась не готова к процессу аккредитации. В этом учебном году она будет повторно проходить аккредитацию, и мы намерены держать ситуацию под контролем: проводить мониторинги, давать консультации и рекомендации. Что касается 6-й школы, ей предложено попробовать еще раз подтвердить лицейский статус. Будет ли она это делать — решает педагогический коллектив. В этом учебном году аккредитацию должны пройти также 13-я школа и ФТШ. Причем уровень знаний по ряду предметов, заявленных как предметы с углубленным изучением, они должны показать более высокий, чем обычные средние школы. Это сложно, но мы уверены, что школы с поставленной задачей справятся.
Корр. В этом году произошли крупные кадровые изменения в директорском корпусе.
Волнистова. В четырех школах сменились директора. Но кадровый вопрос — это текущий рабочий момент. И изменения в системе образования связаны не со сменой руководителей. Речь идет об изменении в подходе к самому процессу образования, о его модернизации.
Корр. Модернизация образования — это словосочетание сейчас очень модно.
Волнистова. Но именно оно и характеризует наилучшим образом школьные «эволюционные процессы». Модернизация образования проходит в рамках общенациональной инициативы «Наша новая школа». И она захватывает самые широкие пласты: и переход на новые федеральные стандарты в обучении, и разработку системы поддержки талантливых детей, и совершенствование учительского корпуса, и изменение школьной инфраструктуры, и сохранение и укрепление здоровья школьников, и развитие самостоятельности школ.
Корр. И как это отразится на состоянии общего образования в Обнинске?

Татьяна Волнистова: Есть все предпосылки поднять выше уровень обнинского среднего образования

Татьяна Волнистова: Есть все предпосылки поднять выше уровень обнинского среднего образования

Волнистова. На самом деле, мы работу в этом направлении уже проводили. Так, в этом году во всей стране младшая школа начинает обучение по новым образовательным стандартам — теперь ребенка будут не «натаскивать», а «учить учиться». Перед многими даже московскими школами ставятся совершенно новые для них педагогические задачи. А в Обнинске три школы уже работали по новым стандартам в рамках эксперимента. Они наработали определенный опыт, на который можно опереться. В прошлом учебном году мы проводили семинары для преподавателей, готовили их к работе по новым стандартам.
Корр. Детей с каждым годом становится больше — демографический провал преодолен. Справятся ли наши школы с ростом численности учеников?
Волнистова. Учеников первых классов в этом году примерно 1050, это на 200 больше, чем в прошлом. Тем не менее, школы включили все ресурсы, и ни одно из учебных учреждений города не вводит вторую смену. К новому учебному году в классах для первачков приобретены ростовая мебель и все учебники по начальной школе по стандартам второго поколения. Новые стандарты предусматривают и новые методики преподавания, и они должны быть технически обеспечены: рабочие места учителей, например, необходимо оснастить современной техникой. Мы подготовили муниципальную целевую программу «Новая школа» на 2012-2016 годы, где, в том числе, предусмотрены поставки в муниципальные общеобразовательные учреждения учебного оборудования. И полагаем, средства для этого будут. В нынешнем году Калужская область получит 111 миллионов рублей из федерального бюджета на модернизацию образования, а в будущем — в три раза больше.
Корр. И все-таки, главное в школе — это учитель. Сейчас много говорится о повышении зарплаты учителей. Как обстоят дела с учительскими зарплатами в Обнинске?
Волнистова. Средние зарплаты учителей в области серьезно выросли — до среднего уровня по экономике. А в Обнинске средний заработок, за счет сохраненной и проиндексированной муниципальной надбавки даже выше, чем в области: более 20 тысяч. Как уже писалось в СМИ, зарплата состоит из двух частей — базовой и стимулирующей. Стимулирующая часть отражает качество работы учителя — как дети пишут контрольные работы, как показывают себя на олимпиадах, занимаются ли научной работой и так далее. Чем выше эти показатели, тем выше зарплата педагога. И эти средства распределяют школьные советы. У учителя есть материальная заинтересованность в выявлении и воспитании талантливых детей. Мы же, в свою очередь, готовы помогать учителю на всех этапах его деятельности: от методического сопровождения педагогов в период аттестации до направления их на курсы повышения квалификации и переподготовки.
Сейчас есть все предпосылки, чтобы уровень среднего образования, традиционно высокий в Обнинске, «приподнял планку» еще выше.

А что Вы думаете по этому поводу?