Город нашей мечты

23.07.2008

dubna.jpgВ начале июля делегация представителей обнинской власти посетила один из близлежащих наукоградов в целях изучения опыта муниципального управления. При явном сходстве двух городов – Обнинска и Дубны визитерам бросилось в глаза одно очень существенное различие – жизнь в Дубне явно лучше, чем в Обнинске. Улицы там чище, дороги ровнее, а зарплаты выше – и это при том, что стратегия города основана на инновационном пути развития. «Дубна – это город, в котором комфортно жить и работать», - кратко сформулировал свои впечатления от поездки депутат городского Собрания Олег Комиссар.
Как выяснили члены делегации, успехи Дубны определила политика администрации, которая целенаправленно год за годом реализовывала программу развития города как научного центра - небольшого эксклюзивного населенного пункта с комфортной средой проживания.

Подробности опыта муниципального управления наукограда Дубны изложены в статье одного из членов делегации депутата Горсобрания Олега Комиссара

Дубна: положительный опыт
Стратегия города основана на инновационном пути развития. Объем продукции предприятий научно-производственного комплекса наукограда Дубна составляет около 60% от общего оборота экономики города. По планам развития города эта цифра будет расти и дальше. По этой причине администрация отказывается от размещения индустриальных и промышленных предприятий, даже таких, как автомобильный завод «Форд», которому было отказано в размещении производства.

По словам Главы города, делается ставка на развитие интеллектуальных отраслей экономики, в которых реализуется высокий потенциал подавляющего большинства жителей города и обучающихся в институтах студентов. Именно поэтому якорем в технико-внедренческой особой экономической зоне Дубны стал международный центр информационных технологий, открытие которого намечено на ноябрь 2008 г. Этот центр стал местом разворачивания бизнеса для ряда мировых лидеров информационных технологий. Кроме того центр будет обеспечивать информационными услугами уже действующие, градообразующие наукоемкие предприятия авиационной и ракетной техники, ядерной физики.
Политика города – остаться малым, эксклюзивным населенным пунктом с комфортной средой проживания. Город не будет расширять своих границ с тем, чтобы по территории и численности населения остаться в нише «малых» городов. Поддерживается преимущество мало- и средне этажных домов с низкой плотностью застройки. Уплотнительная застройка не применяется. Все это позволит сохранить историческую самобытность условий жизни в городе как в городе с большим количеством зеленых насаждений, низкой плотности застройки и малоэтажных зданий.
Сейчас население города составляет 65 тыс. человек, в перспективе оно увеличится на 30 тыс. человек за счет 10 тыс. приезжающих уникальных российских и зарубежных специалистов в информационный центр. 20 тыс. человек составят члены их семей. Это предельный рост численности населения – до 95 тыс. человек.
В ходе выполнения программы наукограда был накоплен уникальный опыт поддержки инновационных проектов, что послужило существенным фактором, позволившим Дубне участвовать в первом федеральном конкурсе на присвоение статуса технико-внедренческой Особой экономической зоны Дубны. Сейчас в ней размещается 24 инновационных предприятия, из них 6 малых инновационных предприятий созданы крупными базовыми предприятиями научно-производственного комплекса наукограда. По оценкам экспертов созданная особая экономическая зона рассчитана на экономически эффективную работу в течение 15 лет. После этого срока потребуется ее коренная модернизация на принципиально новом уровне.

За счет федеральных средств по программе наукограда проводится финансирование:
- погашение 40% стоимости жилья молодым специалистам;
- приобретение городских автобусов.
Федеральная поддержка наукограда Дубны составляет около 60 млн. руб. в год (это почти в 3 раза меньше, чем в Обнинске - 177 млн. руб.).
Собственные (без средств областного и федерального бюджетов) доходы бюджета Дубны составляют около 1 млрд. руб., т.е. бюджетообеспеченность более 15,4 млн. на 1 жителя. Для сравнения в Обнинске собственные доходы составляют около 800 млн. руб. при 105 тыс. жителей (бюджетообеспеченность 7,6 млн. на жителя – в 2 раза меньше Дубны).
Средняя заработная плата в городе за 2007 год составила 20 тыс. рублей. К концу этого года планируется достичь уровня 27 тыс. рублей. При этом средняя зарплата в муниципальном секторе превысила зарплату в коммерческом секторе экономики города, что создало определенные недовольства.
Средняя зарплата директоров муниципальных школ составляет 40 тыс. рублей. Начиная с 2007 года прекращены доплаты работникам образования из городского бюджета в связи с тем, что эту финансовую нагрузку полностью взял на себя областной бюджет.
Жилье для молодых семей строится по городской программе за счет долевого участия: предприятие-работодатель 40%, городской бюджет 40%, молодая семья 20%. Таким способом с 2003 года построено 180 квартир для молодых ученых и специалистов.
Ежегодно строится около 10 квартир муниципального фонда для малоимущих граждан и муниципальных работников.
На месте ветхих домов предоставляется разрешение (в качестве исключения) на строи-тельство многоэтажного дома. В нем предоставляются квартиры всем жителям ветхого дома, остальные квартиры застройщиком продаются по коммерческой цене.
Лекарственное обеспечение федеральных льготников. В Дубне зарегистрировано 2300 федеральных льготников. Благодаря тесной работе с министерством области все они финан-сируются из областного бюджета в полном объеме. Дефицита средств на льготные лекарства нет, поэтому из городского бюджета дополнительные средства не выделяются.
Несколько лет назад муниципальные аптеки были переданы в областное подчинение. Они стали филиалами государственных аптек и стали финансироваться из областного бюджета. Это уменьшило нагрузку на бюджет города.
При поддержке области в Дубне построен современный Дворец Спорта с большим уни-версальным спортивным залом на 1000 мест и залами для занятий секций. Общая стоимость строительства составила 350 млн. руб., из которых только 50 млн. руб. было выделено из городского бюджета. Основные затраты в сумме 300 млн. руб. взял на себя областной бюджет. Более того, в настоящее время областной бюджет обеспечивает 50% средств на содержание и обслуживание этого объекта. Примерно 15% затрат покрывается за счет отдельных платных услуг, оказываемых Дворцом спорта предприятиям города.
Администрацией проведен капитальный ремонт городского Дворца культуры, находящегося в одном из старейших зданий Дубны. Мы своими глазами увидели высочайшее художественное и строительное качество проведенного ремонта. Работы были проведены в течении 2-х лет. Финансирование велось только из городского бюджета и составило 70 млн. руб. В интерьере использованы современнейшие долговечные материалы, а также эксклюзивные оформительские решения. Практически все работы выполнены городскими строительными организациями.
Уже более 5 лет администрация придерживается своего рода городского стандарта – выполнение покрытий пешеходных тротуаров долговечным камнем. По мнению администрации Дубны это покрытие экономически более выгодно, чем традиционное асфальтовое, т.к. срок службы его гораздо больше, а ремонт - дешевле. О прекрасном внешнем виде и об отсутствии луж после дождя и говорить не приходится.

Мадфес Н.Ю. рассказал об опыте многолетней и успешной борьбы с проявлениями вандализма, портящими лицо города: эксклюзивные фонари на низких опорах, стеклянные автобусные остановки, клумбы и вазоны с декоративными цветами, скамейки и т.п. Применение одних только силовых и карательных методов здесь не поможет. Мы боремся с этим «красотой». Очень важно, чтобы администрация оперативно устраняла следы вандализма. Через несколько лет «активисты разрушений» привыкли к тому, что мы все равно быстро восстановим «красоту» и потеряли интерес к такому занятию. Сейчас «красота» вошла в привычку горожан и они этим гордятся.
В городе кардинально решена проблема мусора. Улицы и дворы чистые, возле подъездов нет привычных скоплений пакетов с мусором и прочими отходами. Два года назад администрация ликвидировала муниципальное предприятие по утилизации мусора и сам полигон для захоронения отходов. По конкурсу в город пришла финская компания, которая за свои средства 2 млн. евро построило под городом завод по переработке мусора. Во дворах домов поставлены «домики» для раздельного приема отходов от населения. Как сообщил Глава города 90% мусора финской компанией перерабатывается в новую строительную продукцию, которая успешно продается и дает доход компании.
В городе земля под строительство обычного коммерческого жилья не выделяется. Земля предоставляется только под задачи жилищного строительства, поставленные администрацией в интересах жителей города: реализация городской программы строительства жилья для молодых семей; расселение ветхих домов; муниципальное жилье малообеспеченных граждан и муниципальных работников.
Муниципальное транспортное предприятие акционировали и создали коммерчески выгодное предприятие, которое у муниципалитета взяло в аренду автобусы, здания и оборудование для осуществления городской перевозки жителей. Администрации удалось упорядочить движение городского транспорта и маршрутных такси.
В зимние месяцы потребление электроэнергии городом соответствует мощности 45 МегаВт. С запуском на полную мощность особой экономической зоны потребление электроэнергии увеличится до 200 МегаВт.

Городская власть

Все обнинские участники встречи единодушно отметили наличие в Дубне двух ключевых факторов:
1. Наличие инновационной команды высокопрофессиональных единомышленников, занимающих ключевые посты в городской власти (Глава города - Глава администрации, заместители главы Администрации, Председатель Совета депутатов).
2. Наличие тесного взаимодействия, взаимопонимания и взаимной поддержки между администрацией и Советом депутатов.
Команда администрации сформировалась из выпускников Харьковского и Казанского авиационных институтов, проработавших на наукоемких предприятиях авиационной и ракетной техники г. Дубна. Основное видение инновационного развития города сформировалось в этот период. Благодаря ощутимым положительным результатам работы Глава города совместно со своей командой постоянно имеет поддержку жителей города и находится в городской власти 17 лет.
Основной принцип администрации – не навязывать населению против его воли какие-либо решения. Прох В.Э. на встрече привел примеры того, как администрация отказывалась от реализации своих планов, которые не были поддержаны населением (например, организация раздельного приема мусора во дворах).
Глава города – Глава администрации Прох Валерий Эдуардович родился 18 декабря 1952 года. С 1970 по 1976 гг. обучался в Харьковском авиационном институте, инженер-механик по самолетостроению. Приехал в Дубну в 1976 году и начал свою трудовую деятельность в должности инженера в производственно-конструкторском объединении “Радуга”.
В мае 1990 года на альтернативной основе избран председателем Совета народных депутатов. В декабре 1991 года Главой администрации Дубны. Трижды избирался на должность Главы прямым тайным голосованием населения - в 1996, 1999 и 2003 годах.
За годы работы в своей должности В.Э. Прох внес большой личный вклад в реформирование системы городского управления, становление местного самоуправления, создание дубненской модели управления городским сообществом, развитие города.
Творческое начало в деятельности администрации и Главы города В.Э. Проха, его способность видеть наиболее перспективные и значимые проблемы, генерировать новые идеи и начинания, объединять для их решения единомышленников и добиваться их осуществления воплотились в реализации в г. Дубне и многих других целевых социально-экономических проектов. В их числе программ муниципального жилищного займа и строительства жилья для молодых специалистов.
Деятельность В.Э. Проха связана с активной работой в “Союзе развития наукоградов России”, где он стоял у истоков создания, и, как вице-президент Союза, вносит весомый вклад в развитие движения наукоградов и их возрождение.
Отличительными чертами В.Э. Проха является инициативность, высокий профессионализм и работоспособность, умелое использование навыков эффективного управления, знание психологии и настроений основных социальных групп населения Дубны, способность отражать их интересы, запросы. Ему свойственна глубокая гражданская позиция, что наиболее ярко проявляется в стремлении сохранить дубненские традиции в науке, образовании, культуре.

К публикации “Город нашей мечты”
комментариев: 7

  1. В.В. Викулин, глава городского самоуправления,
    Август 17, 2008 10:15

    Идея поездки обнинцев в Дубну зрела давно. Еще во время обучения по программе «Создай свой бизнес», организованного А.А. Сотниковым, мы обсуждали с преподавателем этой программы О.В. Савченко городские дела, и Олег Витальевич сослался на успешный опыт Дубны в решении проблемы жилья для молодых ученых. Надо сказать, О.В. Савченко обладает масштабностью мышления и управленческим опытом: напомню, он в свое время был главой региона, до этого - возглавлял городской Совет народных депутатов. К тому же у него хорошие деловые связи с руководством Дубны, и ситуацию в этом наукограде он знает изнутри.
    В мае 2008 года Дубна приковала к себе всеобщее внимание: здесь президент страны Д.А. Медведев проводил заседание президиума Государственного совета РФ, посвященное перспективам развития национальной инновационной системы. Одна из моих знакомых, сотрудница Администрации Президента, готовившая это заседание, рекомендовала мне съездить в Дубну для знакомства с опытом экономического развития города, дала координаты руководителей города. Связавшись с ними, я получил официальное «добро» на поездку обнинской делегации.
    Здесь, в Дубне, нас ждал радушный прием. Нам организовали экскурсию по городу, показали водный стадион, где проводятся соревнования международного масштаба. В целом программа визита была очень насыщенной – деловые встречи, посещение предприятий города. Мы получили большой объем очень полезной информации о развитии муниципального образования «Город Дубна».
    Прежде всего, мне бы хотелось коснуться научного аспекта в развитии наукограда Дубны. В Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) на очень высоком уровне проводятся фундаментальные исследования. Существенный объем работ выполняется по различным грантам, контрактам. Институт осуществляет широкое взаимодействие с физиками-ядерщиками всего мира. Очень активное участие ОИЯИ принимает в создании европейского ускорителя в Церне (адронного коллайдера). ОНПП «Технология» также выполняла определенную часть работ по этому проекту, однако участие Дубны несравненно более широкое. Именно высокий уровень фундаментальных исследований привлекает внимание ученых всего мира к Дубне. И этот уровень значительно отличается от состояния фундаментальной науки в Обнинске. Соответственно, и налогов в местный бюджет научно-производственный комплекс Дубны приносит существенно больше.
    В целом, говоря о стратегии развития Дубны, необходимо отметить один важный момент. Дубна хочет сохранить структуру малого города с населением, не превышающим 100 тыс. человек. Однако должен подчеркнуть, что Дубна вынуждена позиционировать себя как малый город. Даже при большом желании она не смогла бы стать средним городом с развитой промышленностью. Во-первых, в отличие от Обнинска, который находится на пересечении транспортных магистралей, в Дубну ведет тупиковая железнодорожная ветка. Город находится на отшибе, вдалеке от основных транспортных потоков, что является серьезным препятствием для развития промышленности. А вот для научной деятельности эти условия вполне подходящие, исходя из чего, видимо, и был в свое время именно здесь заложен город науки Дубна.
    А во-вторых, и это главное, Дубна на 80% обеспечивает Москву питьевой водой. Соответственно, Дубна зажата в жесткие экологические рамки. Следовательно, здесь по определению не могут развиваться промышленность, транспортная инфраструктура, не может бесконечно увеличиваться численность населения. Поэтому и был взят курс на создание технико-внедренческой зоны, производящей интеллектуальную продукцию – продукт мышления ученых. Именно она, а не технопарк или муниципальная промышленная зона отвечает требованиям экологии и в то ж время способна обеспечить дальнейшее развитие города. Вот и весь секрет маленького города Дубны с его чистотой, обилием зелени, тишиной. Даже традиционная привычка дубнинцев ездить по городу, в основном, на велосипедах способствует сохранению в городе экологически чистой среды. Кстати, во время нашей встречи представители администрации города приводили красноречивый пример: в начале 90-х во время разгула «демократии» находились лихие головы, которые предлагали закрыть шлюзы и прекратить доступ воды в Москву. Слава Богу, этого не произошло.
    Думаю, что во многом особое положение Дубны обусловлено и тем, что губернатор поддерживает это муниципальное образование, выделяет деньги. Поэтому и вопрос с лекарственным обеспечением, с транспортом и многие другие вопросы решены и не вызывают никакого напряжения ни у населения, ни у руководства. Ну и не секрет, что у главы города В.Э. Проха очень хорошее взаимопонимание с губернатором. Он выстроил правильные отношения с областной властью, благодаря чему Дубна получает различные льготы и дотации, которых не имеет, наверное, ни один из подмосковных городов.
    Деловая связь города с губернской властью является очень важным моментом. Наша позиция по генплану, по расширению территории, наше нежелание стать центром северного региона Калужской области привели к тому, что мы лишаемся перспективы строительства жилья для молодых ученых и специалистов в Кабицыне. Недавно принято решение о строительстве такого жилья, но совершенно в другом месте – в районе Ворсино, а не вблизи Обнинска. Я думаю, что неправильная позиция многих руководителей и ученых города привела к некоторому охлаждению взаимоотношений с губернатором. Уверен, что мы от этого только потеряем.
    Нынешней команде во главе с В.Э. Прохом удалось выстроить правильные взаимоотношения и в самой структуре городской власти. Валерий Эдуардович рассказывал, как в начале его деятельности на посту руководителя города была серьезная напряженность с депутатами городского Собрания, с его консервативной частью, которая составляла тогда большинство. И В.Э. Прох, соединявший в себе должности главы городского самоуправления и администрации, вынужден был уйти с поста, а затем выиграл выборы, будучи поддержанным горожанами и прогрессивной частью депутатов, в основном, ученых. Сегодня, как мне показалось, роль руководителя города, то есть, главы администрации и местного самоуправления, и его команды несколько выше, чем роль депутатского корпуса. И вот эта команда уже 18 лет руководит городом. Она выстроила план, стратегию развития города, наладила взаимоотношения с губернатором и в итоге, преодолев колоссальные проблемы, следует своему курсу. Сегодня эта команда – настоящие хозяева города, пользующиеся поддержкой жителей, решившие большинство городских проблем. И Дубна развивается - красивый, уютный, безопасный город с хорошей командой управленцев.

  2. Л.В. Ведашева, депутат городского Собрания,
    Август 18, 2008 16:14

    Прежде всего, отметила бы сочетание амбициозности планов команды руководителей города с их внешней скромностью и демократичностью. Дубна ни много ни мало позиционирует себя как столица Московской области и, соответственно, подтягивает все возможные ресурсы в город. Администрация старается привлечь крупные компании, которые получают регистрацию в городе и, помимо отчисления налогов в городской бюджет, делают свой вклад в развитие города. Например, в городе зарегистрировано АО РЖД, для которого город в счет своих долгов перед этой организацией построил железнодорожный вокзал и вместе с инфраструктурой передал на баланс РЖД. Теперь город имеет прекрасное здание вокзала, а РЖД отчисляет налоги в местный бюджет. Кстати, денег хватило и на реконструкцию двух прилегающих к вокзалу улиц.
    Масштабность и амбициозность планов руководства Дубны находит отражение и в местном бюджете. В нем закладываются средства на крупные перспективные проекты в расчете на софинансирование со стороны области или Федерации. Как нам сказали сами представители команды администрации Дубны: «Рубль заложим на проект, а потом идем просить 2-3 рубля». И под хорошо проработанные, экономически обоснованные, да еще частично профинансированные из местного бюджета проекты удается получить хорошие деньги.
    Внешне создается впечатление, что на Дубну льется «золотой дождь». Но, конечно, за этим стоит огромная работа руководства города, которое выходит с инициативами во все уровни власти, в министерства и ведомства. Причем, работа эта ведется постоянно, а не авралом, когда надо срочно успеть к дележу федеральных средств. Такой подход обеспечил им и победу в конкурсе на создание технико-внедренческой особой экономической зоны. Еще до правительственного постановления о создании в стране таких зон у Дубны уже был готовый проект, который был разработан, опять же, за счет предусмотрительно заложенных в местный бюджет средств. И на конкурсе у них практически не было конкурентов.
    Технико-внедренческая зона – самый, наверное, крупный и амбициозный проект администрации Дубны. Причем, ТВЗ не только обеспечит инновационное развитие города, но и решит проблему омоложения кадров, в том числе, за счет специалистов, привлеченных для работы на предприятиях ТВЗ. Расчет делается и на выпускников Университета «Дубна». Уже одно то, что они будут обеспечиваться жильем, послужит для них мощным стимулом.
    Уже сейчас на территории ТВЗ, помимо возводимых корпусов предприятий, идет бурное строительство жилья. Строятся новые дома и в самом городе. Строительство жилья в Дубне ведут только местные подрядные организации, о чем тоже позаботилась городская администрация. А вот уборку мусора в городе осуществляет финская компания. И делает это очень качественно, судя по чистоте улиц и дворов.
    Коммерческие цены на жилье в Дубне, хоть и ниже, чем в Обнинске, но, тем не менее, не по карману большинству населения. Понимая это, руководство города разработало и реализует жилищную политику с учетом интересов основной массы населения Дубны.
    Во-первых, уже много лет действует городская программа строительства жилья по облигациям муниципального жилищного займа – именным ценным бумагам, выпуск которых осуществила администрация Дубны. Житель приобретает облигации и тем самым участвует своей долей в строительстве дома. Чтобы получить квартиру в собственность, ему надо накопить пакет облигаций. Единственное условие - период накопления не должен превышать 10 лет. К сожалению, для Обнинска этот опыт неприемлем, поскольку нынешнее законодательство не позволяет осуществить такую схему. Это можно было сделать лишь в рамках законодательства 90-х годов, когда и были проведены две эмиссии.
    Во-вторых, действует программа расселения ветхих домов. Схема предусматривает разные варианты. Расселяя ветхие дома, инвестор либо берет на себя благоустройство городских объектов, требующих больших вложений, либо предусматривает передачу части квартир муниципалитету.
    В-третьих, ведется долевое строительство квартир для специалистов тех предприятий, которые расположены в Дубне. При этом 40% расходов берет на себя предприятие, 40% - муниципалитет и лишь 20% - сам нуждающийся в жилье.
    Как представителя комитета по бюджету и финансам городского Собрания, меня удивили объемы доходов местного бюджета. Общий бюджет города составляет 2,7 млрд рублей, из них собственных доходов – около 1 млрд. рублей. У нас же общий бюджет – 1,9 млрд. рублей, из которых около 800 млн. – собственные доходы. При этом численность населения Дубны существенно меньше. Получается, что местные предприятия в Дубне приносят в бюджет гораздо больше денег, чем наши, при том, что федеральные институты Дубны освобождены от земельного налога, тогда как наши НИИ этот налог платят.
    Еще один удивительный факт: в Дубне идет отток кадров из коммерческого сектора в медицину, образование и другие отрасли бюджетной сферы. Эти отрасли финансируются из областного бюджета и зарплаты там существенно выше. Например, средняя зарплата директора школы – 40 тыс. рублей. А вот муниципальные чиновники получают меньше наших. И в целом команда администрации Дубны избегает помпезности: выглядят все скромно, в общении демократичны, докладывали об успехах просто, без фанфар, по-деловому. Возле здания администрации стоят велосипеды и мотороллеры. Конечно, есть на балансе муниципалитета и хорошие дорогие машины, но они используются в представительских целях.
    А вот здание администрации впечатляет. Калужский «Белый дом» по сравнению с ним выглядит более чем скромно. Как нам пояснили, раньше различные муниципальные службы были раскиданы по разным строениям по всему городу. Причем, здания были старые, со времен основания города. Нынешнее здание построила коммерческая организация. Администрация Дубны решила его приобрести. Для этого продала все свои старые постройки, добавила денег и купила это здание – современное, офисного типа, оборудованное по последнему слову техники. В холлах выставлены призы, которые заработали местные спортивные команды. В коридорах по стенам развешаны картины местных мастеров, а также художественные произведения, подаренные городу.
    Сложилось впечатление, что главный приоритет у руководства Дубны – это благополучие жителей города. Об этом свидетельствует обилие мест для культурного и спортивного досуга - дворцы культуры, спортивные сооружения, парки, музей. Очень много делается на благо подрастающего поколения: работают детские художественные школы, различные кружки, спортивные секции.
    О будущей смене здесь заботятся, начиная с детского возраста. В кружках раскрывается творческий потенциал ребенка, затем – университет, где молодой житель Дубны получает специальность, востребованную в городе, далее – работа на предприятии города, где одновременно решается и жилищная проблема. Словом, у молодежи здесь есть перспективы. Об этом позаботился город, который нацелен на будущее и поступательно движется вперед.
    В заключение хотелось бы поблагодарить Владимира Васильевича Викулина, организовавшего поездку в Дубну. Теперь у нас, депутатов, побывавших в Дубне, есть ориентир и мощный стимул для дальнейшей работы на благо нашего любимого города Обнинска.

  3. Р.А. Розиев, председатель комиссии ГС по инновационному развитию,
    Август 18, 2008 20:23

    Радостно отметить, что теперь нет необходимости ехать за опытом инновационного развития за рубеж - в Монпелье, Шисту, Линчепинг. У нас есть реальный российский пример работы команды на инновационное развитие, на стратегию. И горько за нас, что мы отстаем. Несмотря на то, что мы были первыми, мы никак не можем реализовать свои планы по инновационному развитию.
    Прежде всего, следует отметить наличие стратегии развития города Дубны. Причем, формировалась концепция развития города еще в начале 90-х годов. Именно тогда в администрацию пришла сильная команда единомышленников. «Технари» по образованию, почти все одного возраста, они с самого начала они взяли курс на инновационное развитие и вот уже почти 20 лет неуклонно ему следуют.
    Хотя, в те времена, наверное, легче было закладывать концепцию стратегии, поскольку выбор тогда был не очень большой. Но они проанализировали сильные и слабые стороны, учли преимущества города, увидели, что выбранный путь перспективен и приняли решение. Наверное, если бы они увидели, что путь - тупиковый, они приняли бы другое решение. Но они сделали бы выбор! Главное – принять решение и идти последовательно до конца. А у нас что получается? Утверждаем генплан, не понимая, в каком направлении город будет развиваться, утверждаем городские программы, в то время как концепция развития города не разработана. Один документ предусматривает увеличение роста населения, другой – снижение….
    Концепция развития Дубны как наукограда определила и те основные направления, на которых руководство города сосредоточило свои усилия и финансовые ресурсы. Промышленным заводам отказали в размещении только потому, что это не входит в концепцию развития Дубны. В то же время около 140 млн. рублей было вложено в создание технико-внедренческой Особой экономической зоны, причем, задолго до того, как был объявлен конкурс на создание зон с льготным экономическим режимом и с соответствующей государственной поддержкой. Поэтому к моменту объявления конкурса Дубна единственная вышла уже с готовыми решениями по проекту ТВЗ, что и предопределило ее победу. Вот это и означает вкладывать деньги в стратегию!
    Обнинск же оказался не готов к этому конкурсу: слишком поздно мы начали подготовку к нему – за 2-3 месяца до начала. Причем, все делали своими силами, без поддержки администрации, вкладывая, в основном, свои деньги. В итоге получился неплохой проект, но… поздно. Но усилия не пропали даром: мы победили в конкурсе на создание технопарка в сфере высоких технологий. Правда, реализация проекта технопарка в Обнинске сегодня далека от первоначального замысла, опять же, вследствие отсутствия стратегии и единой команды.
    Сегодня в Дубне успешно реализуется проект ТВЗ. Якорем в технико-внедренческой особой экономической зоне Дубны является международный центр информационных технологий, открытие которого намечено на ноябрь 2008 года. Он стал местом разворачивания бизнеса для ряда мировых лидеров информационных технологий, которые, конечно же, не случайно пришли в Дубну. По сути, такой Центр - это второй элемент инновационного развития – базовая миллиардная компания, которая готова будет работать на развитие города. Кроме того, центр будет обеспечивать информационными услугами уже действующие, градообразующие наукоемкие предприятия авиационной и ракетной техники, ядерной физики.
    Подводя итог, можно сказать, что в Обнинске есть все для успешного развития - и идеи, и желание. Но нет команды. Именно административное, исполнительное звено выпало из цепочки по реализации инновационного пути развития Обнинска.

  4. Арекс,
    Сентябрь 12, 2008 1:35

    все правильно я поддерживаю обниские власти

  5. Игорь,
    Сентябрь 14, 2008 11:28

    Интересная статья! Спасибо автору!

  6. Софья,
    Октябрь 16, 2008 15:34

    Думаю, что руководству и элите города надо научиться работать, а не пиариться и делить деньги, а администрации области - перестать завидовать Обнинску. Или это так кажется, и скоро нам самим придется завидовать Калуге?..
    А радеющим за идеи наукограда надо научиться формулировать свои мысли более эффективно, чем “подготовка концепции развития и формирования механизма управления и координации интегрированной системы подготовки высококвалифицированных кадров для целей инновационного развития Обнинска” (см. http://www.obninsk.ru/news/?id=3411). Можно ВООБЩЕ не формулировать концепций, а делать. А то слишком много разных интересов, и вместо дела каждая “партия” их защищает.

  7. Денис,
    Октябрь 21, 2008 17:18

    Здесь речь bltn о “Городе нашей мечты”, а не о подмосковной Дубне. К сожалению, реальная ситуация, сложившаяся в нашем городе, мягко выражаясь, далека от изображенной со слов чиновников администрации г.Дубны. Если пустить данный материал на дубненские форумы, то горожане, наверняка вволю поиронизируют над наивностью гостей из Обнинска. Особенно над такими пассажами:
    “В городе земля под строительство обычного коммерческого жилья не выделяется. Земля предоставляется только под задачи жилищного строительства, поставленные администрацией в интересах жителей города: реализация городской программы строительства жилья для молодых семей; расселение ветхих домов; муниципальное жилье малообеспеченных граждан и муниципальных”.
    Все как раз наоборот и так можно пройтись по любому тезису, который характеризует деятельность “инновационной” команды мэра.
    Одно радует: если обнинские депутаты всерьез восприняли ту , “лапшу, которую им “на уши навешали” дубненские чиновники, то, видимо, в Обнинске не принято заниматься оголтелым самопиаром и оболванивать доверчевых граждан.
    Тем, кто хочет из “мечты” окунуться в реальность, рекомендую зайти на Сайт независимых экспертов г.Дубны: http://kid-2003.narod.ru

А что Вы думаете по этому поводу?