ТРИ КИТА
26.03.2009
В Обнинске около 16 тысяч учащихся. При этом целая тысяча детей получают художественное образование в трех муниципальных школах изобразительного направления — Художественной школе, Школе изобразительного искусства и Дизайн-студии.
Обнинские юные художники очень активно участвуют в конкурсах самого высокого уровня — от областных до международных, становятся лауреатами, поступают в престижные художественные институты… И все это держится на энтузиазме 29 преподавателей.
Для нашего времени это выглядит, пожалуй, парадоксально: за обучение детей родители не платят, хотя денежные сборы, впрочем, весьма скромные, — где-то на расходные материалы, где-то на дополнительные услуги — практикуются. Может ли в современных экономических условиях, когда учительские зарплаты не растут, а бюджет срезается, нормально существовать художественное учебное заведение?
«Самая главная наша проблема связана именно с зарплатой учителям, — говорит Владимир Денисов, директор Школы изобразительного искусства (она работает в структуре Управления общего образования). — Ведь зарплата учителей составляет порядка 5 тысяч, и это при полной загруженности на полторы ставки».
Что такое полная загруженность? Это педагог ежедневно занят работой с детьми 6 часов при 6-дневной рабочей неделе. Это тебе не кофе в офисе пить — преподаватель постоянно на ногах, бегает от одного ученика к другому — ведь внимание требуется каждому.
Можно ли, имея такую нагрузку, еще где-то подрабатывать? Чисто теоретически, конечно. Еще четыре часа репетиторства в день, может, и влезут. Но чисто физически педагогу к вечеру можно будет смело лечь и умереть.
Понятно, что при такой нагрузке удержать преподавателя в школе сложно.
«Что мы можем? Грамоты дать за хорошую работу и быть благодарными каждому учителю», — говорит Денисов.
Сегодня в Обнинске открылся IX конкурс портрета «Мой современник», который проводит Школа изобразительных искусств под руководством Владимира Денисова, известного обнинского художника, автора первого в нашей стране отечественного учебника по цветоведению.
В конкурсе участвуют порядка 50 юных художников из Обнинска и Калужского региона, Московской области, Санкт-Петербурга и Рязани. В этот раз ребята будут рисовать известных горожан-общественников. Это Александр Зисман, долгое время возглавлявший «ОК-клуб», Зиновий Гуров, врач, депутат городского Собрания, инициатор создания программы «Здоровый город», и Ольга Комарова, руководитель некоммерческого партнерства «Деловая женщина». Мастерство юных художников будет оцениваться в трех номинациях — портрет с натуры, композиция на философскую тему и автопортрет. Жюри конкурса меняется ежегодно, чтобы избежать какой бы то ни было предвзятости. Как правило, его членами выступают искусствоведы, педагоги высших и средних учебных заведений, художники, члены Союзов художников и дизайнеров.
Сейчас участников конкурса будут судить научный работник музея Людмила Сорокина и еще 6 человек, имеющих самое непосредственное отношение к искусству. «В нынешнем году сложилась довольно сложная обстановка с подготовкой и проведением этого традиционного для Обнинска мероприятия, — рассказывает Владимир Денисов. — Однако мы решили, что несмотря ни на какие финансовые трудности, конкурс проведем, и призовой фонд у нас останется прежним — порядка трех тысяч победителям в различных номинациях».
В Художественной школе, которая относится к Управлению культуры, откуда и финансируется, ситуация с зарплатами попроще: «В среднем у нас учитель получает порядка 13 тысяч рублей», — говорит ее директор Надежда Сизова. Расти выплаты сейчас, понятное дело, не будут.
Ирина Фалеева, начальник Управления культуры, при самом уважительном отношении к городской художественной школе, например, радуется, что в условиях кризиса удается не то чтобы увеличить, а хотя бы оставить прежний уровень зарплат преподавателям-художникам: «В нынешних условиях мы сохраняем преподавательский состав и не собираемся сокращать каким бы то ни было образом деятельность школы. По крайней мере, зарплаты преподавателям держатся на прежнем уровне. Однако финансирование на текущие расходы будет урезано, но это не самый страшный вариант».
Между прочим, текущие затраты в школах тоже растут — объективно. Расходные материалы, например, за год по стоимости выросли в два раза. В прошлом году 200–граммовая банка белил стоила 125 руб., а сейчас — 250. Или кнопки, которыми крепится бумага для рисования и которые просто «летят», — стоили 4 рубля, теперь — 8 рублей коробочка, и это еще со скидкой. Лист бумаги обходится в 15 рублей.
Не вот тебе миллионы, скажете? Вас в художественных школах не поймут — там эти траты представляются астрономическими. Как учебному заведению выходить из такой ситуации?
«Без родительской поддержки на расходные материалы мы бы не обошлись, — говорит Денисов. — На собранные деньги материалы закупаются оптом, а потом раздаются по мере необходимости на уроках».
В Художественной школе у каждого ученика свои краски Кивисил и кисточки, родители покупают их самостоятельно: «Мы против того, чтобы инструменты у детей были общими, — объясняет Надежда Сизова, — это все равно, что в музыкальной школе все ученики на одной скрипке бы играли. К тому же дети частенько кисточки в рот суют. Коробка хороших красок стоит 700 рублей, но ее обычно на два года хватает. Если какая-то одна красочка заканчивается, ее докупают. В этом году мы приняли решение помогать способным детям: если в семье совсем крах, школа покупает им краски и кисточки».
При всем при этом потребность в образовательных учреждениях художественного профиля в Обнинске высокая. В школе изобразительных искусств, например, конкурс — на одно место претендует 4 –5 человек. Особенно это касается младших школьников.
«В Обнинске, на мой взгляд, не хватает кружков и творческих объединений по месту жительства, — говорит Денисов. — Причем родители хотят, чтобы дети не просто где-то находились под присмотром, а чтобы они получали качественное образование. Кстати, из 23 наших выпускников в прошлом году 5 поступили в средне-специальные учебные заведения, а 14 — в вузы на платные и бесплатные отделения. Да если человек и не поступает в профильный вуз, все равно художественная подготовка в жизни бывает нужна: один мой ученик, к примеру, закончил строительный техникум, а работает строителем по реставрационным работам. То есть так или иначе, а наши ученики связаны с искусством».
А директор «Эврики» Марина Хоменко отмечает рост родительского интереса не только к Школе изобразительного искусства, но и к Дизайн-студии Андрея Романова, где учеников воспитывают как будущих дизайнеров: «Может быть, в городе детей становится и меньше, но у нас они с нарастанием идут».
В художественной же школе говорят о том, что демографическая ситуация себя все-таки проявляет. «Последнее время конкурса у нас практически нет, — констатирует Надежда Сизова. — Первый класс мы формируем из подготовительного. Берем учеников и с «улицы» — из 20 пришедших отсев совсем небольшой, человека 2-3. И исключать из школы не торопимся, таких случаев у нас практически нет. Каждого ученика ценим. Думаю, кризисные явления сейчас касаются всех, и художественные школы — не исключение. Но мы их, уверена, переживем: мы даем детям классическое образование, а оно востребовано во все времена».
Марина БЕЛЯЕВА
Газета «Новая среда +», № 9 (23) 25 марта 2009 года
А что Вы думаете по этому поводу?