ИСКУССТВО ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ

11.03.2009

Если говорить об обнинских творческих коллективах, жертвы от них требуются в основном финансовые.

Казалось бы, рыночные отношения должны поставить крест на самодеятельной творческой деятельности, которая по своей природе убыточна. Но нет! Представьте себе, даже «бесхозные» обнинские коллективы — те, что не имеют над головой «официальной крыши» и подпитки из городской казны, — живут, вопреки всем законам современной экономики, и даже дают концерты, ездят на фестивали. За счет чего же они существуют?

Пять лет без сцены

На днях обнинскому театру «ЭКСХ» («Экспериментальной современной хореографии») под руководством Галины Барбарыкиной исполнилось 9 лет. Театр этот довольно известный в Обнинске и за его пределами. Успешно участвовал в различных фестивалях не только в России, но и за рубежом. В прошлом году в Екатеринбурге на всероссийском фестивале занял II место. А буквально вчера с большим успехом на сцене ГДК прошла новая концертная программа театра «Спешим поздравить вас!»

А между тем, этот театр не имеет в Обнинске «места приписки». Его руководителю Галине Барбарыкиной только сейчас, после 9 лет существования театра, нашли возможность выплачивать зарплату из городского бюджета. То есть ее «вписали» в традиционную для обнинской культуры схему, когда руководителя коллектива официально «закрепляют» за какимлибо культурным заведением, чтобы платить ему хотя бы минимальную зарплату. С остальными нуждами — покупкой техники, костюмами и многим другим — творческие коллективы вынуждены справляться сами. У «ЭКСХ» два направления работы. Одно— с актерами театра, так сказать — это костяк коллектива. Другое — детская студия, где с ребятами занимаются современной хореографией и «взращивают смену» для театра.

Когда «ЭКСХ» выставили из «Державы» (последнее место, где он обретался на птичьих правах), от студии пришлось отказаться. И сейчас в Обнинске класса современной хореографии для детей нет. Студия Галины Барбарыкиной переместилась в малоярославецкий микрорайон Маклино. Кстати, как раз дети из соседнего города участвовали в новой концертной программе. Сам же театр арендует помещение в профтехучилище № 11.

«Мы страшно благодарны его директору Вадиму Романову, — говорит Галина Барбарыкина, — за возможность заниматься в его зале. Просто повезло — он искусство ценит и любит. И, конечно, здорово, что в отделе культуры нашли возможность выплачивать мне зарплату как руководителю коллектива. Потому что это значит, что город все-таки заинтересован в нашем театре».

К слову, на аренду помещения актеры скидываются из тех зарплат, что получают на своих основных рабочих местах. Из тех же источников берутся деньги на оформление спектаклей и на костюмы. И на аренду сцены: «Мы все-таки самодеятельный коллектив, — говорит Галина Барбарыкина, — и за последние 5 лет мы только вчера смогли выступить на самой большой театральной сцене города. Ведь цены на билеты не «отбивают» аренду зала. И наш последний концерт смог состояться только благодаря поддержке друзей».

А 27 апреля, в день Терпсихоры, «ЭКСХ», который относится к театру радикальных форм, намерен дать премьерный спектакль.

Зал на 80 мест

Еще один молодежный коллектив — Молодежный театр Надежды Казанцевой — тоже долгое время был «беспризорником». Театр, который признавался одним из лучших в области, постоянно находился на грани выживания из-за того, что у него не было собственного помещения. Наконец, после долгих мытарств, ребята обрели «дом родной» в «Эврике».

«Мы оплачиваем ставку трех человек в театре, — говорит директор «Эврики» Марина Хоменко. — Понятно, что не берем арендной платы за помещение, где театр базируется и ставит спектакли. Ну, и театр старается заработать на собственные нужды, хотя, конечно, ценына билеты у них чисто символические — около 100 рублей. А зал рассчитан на 80 мест». Ну, по крайней мере, актерам не приходится вкладывать в спектакли собственные деньги. Хотя, когда Марина Хоменко говорила о самоокупаемости театра, она употребила слово «частичная». Но также было еще замечательное словосочетание: «наш коллектив» — что означает, что финансово в театр по возможности вкладываются.

Танцуют все!

В танцевальной студии «Голд Брэнд» Валентина Новикова, больше известного в Обнинске под творческим псевдонимом Вэл, сейчас занимается 4 человека. Танцуют Hip-Hop, House, Techno — молодежные течения в танцевальном искусстве. Вэл немало поездил по фестивалям и чемпионатам.

«Когда мы ездили в прошлом году на чемпионат, нас поддержали знакомые из бизнес-среды, — рассказывает Валентин Новиков. — А вообще в Обнинске нет заинтересованных лиц, которые бы хотели вложиться в наш вид искусства. Да и вообще, думаю, вряд ли бизнес активно участвует в культурной жизни города — ведь это не приносит ему прямой прибыли. Допустим, в Москве мои коллеги получают спонсорскую поддержку от магазинов, которые продают одежду в стиле тех направлений, что они танцуют. Для них это рекламная акция. В Обнинске таких магазинов нет. Поэтому костюмы на выступления мы подбираем сами, из личных гардеробов».

А аренду помещения, где занимается «Голд Брэнд», оплачивает Вэл, из, так сказать, собственных заработков. На вопрос, надолго ли хватит его «финансового» терпения, Валентин точно ответить не смог. Очевидно, пока не появятся жена и ребенок.

Музыкально-гаражная культура

Поп-панк-группа «Дергать» под руководством Ивана Казюлина не так давно вернулась из гастрольного турне по Сибири — серия успешных концертов, не говоря уже о постоянных выступлениях в московских клубах. Группа играет уже 7 лет, что немало для подобного коллектива.

В Обнинске концерт «Дергать» собирает 300-400 человек. Вроде со всех сторон успешные ребята. Но, как оказывается, финансово тоже карабкаются сами и с большим трудом: «Спонсорских денег мы не получаем, — говорит Иван Казюлин. — Но, как правило, когда в Обнинске проходят музыкальные фестивали, городской отдел по молодежной политике обеспечивает аренду оборудования и помещения.

КСТАТИ…
Евгений Гусаков, начальник управления отдела по делам молодежи администрации Обнинска, рассказал, что деньги, которые выделяет бюджет на его направление, тратятся в основном как раз на поддержку музыкального молодежного творчества, в том числе на аренду помещений и музыкального оборудования во время фестивалей и концертов и на рекламную поддержку таких мероприятий. В год примерно 200-250 тысяч.

Что же касается именно нашей группы, мы своей концертной деятельностью можем заработать на инструменты, записи новых альбомов и рекламу. Но на «покушать» уже ничего не остается. Поэтому мы все где-то работаем и живем на деньги, заработанные совсем не творчеством. На аренду репетиционной площадки у нас тоже средств нет. Раньше мы имели возможность заниматься в ГДК, но потом туда поселили «народников», и нам места никакого не осталось». Поэтому ребята репетируют в гараже. Так, впрочем, поступают фактически все молодежные музыкальные группы.

Есть, конечно, счастливчики вроде группы «Игры света», которые репетируют на базе коллективов, в которых выросли, прежде чем обрели собственное имя. Но в реалиях Обнинска это скорее исключение, чем правило.

«Гвозди бы делать из этих людей», — как-то сказал поэт. Как часто мы вещаем о засилье потребительского восприятия мира, о том, что люди думают только о собственных удобствах и благополучии, и тут вдруг такое массовое исключение из общего правила, что можно говорить о нем, как о чем-то чуть ли не заурядном для Обнинска.

Так и хочется обратиться к нашей власти: не давайте денег людям искусства, экономьте городской бюджет! Даже напротив, обложите их каким-нибудь специфическим налогом, допустим, налогом на любимое занятие. Пусть за него доплачивают! На эти деньги можно будет еще раз бордюры на дорогах поменять. Впрочем, это уже о другом разговор.

Марина БЕЛЯЕВА

Газета «Новая среда+», № 7(21) ,
11 марта 2009 года

А что Вы думаете по этому поводу?