Безжалостная

30.11.2010

Звезда кинематографа и прима московского «Театра Луны» актриса Анна Терехова указала мужчинам на их истинное место в современной жизни – «…Между платьем и пижамой…».
Точнее, это сделала не сама Анна Терехова, а ее героиня мадам Розпетл в одноименной пьесе современного американского драматурга, лауреата Пулитцеровской премии Артура Копита. Эта пьеса уже более трех десятков лет не сходит со сцены, в том числе и бродвейской, и справедливо считается театральными критиками «победоносной». В чем же дело? Об этом я решил поговорить с самой актрисой.
Новая среда. Ваш главный партнер по спектаклю актер Борис Смолкин — мужчина, скажем так, совсем не баскетбольного роста. Вам не смешно выходить с ним на сцену?
Терехова. Отнюдь. Борис Смолкин блестящий актер и партнер, к тому же на сцене я имею дело не с самим актером, а с его персонажем. А убедительный театральный персонаж — это человек в предполагаемых обстоятельствах. То есть, не совсем Борис Смолкин.
Новая среда. Значит, все строго по системе Станиславского?
Терехова. Не только по Станиславскому. Есть еще и другая система актерской игры, к которой я отношусь с большим вниманием и интересом. Она разработана великим русским актером, режиссером и театральным педагогом Михаилом Чеховым, который говорил, что «актер должен жонглировать своим образом». Тем более что пьеса, в которой мы заняты, это не традиционная пьеса в общепринятом понимании, а фарс с легкой примесью абсурда.
Новая среда. Это смешно?
Терехова. Это одновременно и очень смешно, а потом даже немножко жутко. Признаться честно, многим зрителям-мужчинам становится слегка не по себе от нашего спектакля, потому что спектакль хотя и веселит публику, но по отношению к мужчинам довольно жестокий.
Новая среда. И все это благодаря вашей героине мадам Розпетл. А лично вам она нравится?
Терехова. Как актриса я ее могу оправдать. Однако как женщина я совсем не разделяю ее взглядов на мужчин и ее отношения к мужчинам. На взаимоотношения полов я придерживаюсь классических взглядов.

Через две недели эта женщина выступит на Обнинской сцене

Через две недели эта женщина выступит на Обнинской сцене

То есть, я считаю, что женщина должна выходить замуж, рожать детей, хранить очаг и так далее — в общем, женщина должна быть женщиной. Впрочем, в наши гламурные времена такие взгляды можно назвать уже не классическими, а псевдоклассическими или даже квазиклассическими.
Новая среда. Вас не напрягает тот факт, что вы дочь великой актрисы Маргариты Тереховой?
Терехова. Напротив, я этим очень горжусь. У меня есть возможность учиться у нее — это для меня воистину царский подарок. Относительно легко научиться актерскому ремеслу, но трудно научиться сути роли, которую ты исполняешь. Моя мама всегда мне говорит: «Придумай своей героине историю». Ведь любая пьеса — это всего лишь стенограмма неких опорных сигналов. И не только режиссер, но и актер должен эти сигналы расшифровывать. Не ограничиваться поверхностным подходом к роли, а как говорится, копать глубоко.
Новая среда. Так вы же звезда. Зачем вам чему-то учиться?
Терехова. Я люблю учиться. Меня, кстати, всегда вдохновляло чужое творчество, будь то книга, музыка или фильм. Когда сталкиваешься с ярким проявлением чужого таланта, то не только радуешься этому, но и хочешь сделать не хуже.
Новая среда. Какие роли актрисы Маргариты Тереховой вам нравятся больше остальных? Наверное, ее пресловутая культовая роль в «Зеркале» Андрея Тарковского?
Терехова. Не угадали. Мне очень нравятся роли моей мамы в фильмах «Собака на сене» и «Кто поедет в Трускавец» с Александром Кайдановским. А еще есть изумительный советский фильм эстонского режиссера Арво Ихо «Только для сумасшедших», снятый по сценарию Марины Шептуновой.
Новая среда. Скажите, почему в афише столичного спектакля «…между платьем и пижамой…» оказалась фамилия хореографа из Обнинска Галины Барбарыкиной?
Терехова. Нашему режиссеру Олегу Степанову каким-то образом удалось завязать с ней творческое сотрудничество. Хочу сказать, что Галина Барбарыкина большая умница и отменный профессионал. Она работает очень легко и в то же время очень точно, мгновенно понимая любые нюансы режиссерского замысла. Она очень чутко чувствует пластику движения человеческого тела и, как мне думается, способна создать танец даже для тех, кто никогда в жизни не двигался под музыку.
Новая среда. А у вас какие отношения с музыкой?
Терехова. Без музыки я не могу и слушаю ее практически ежедневно. Как правило, это происходит в машине. Я предпочитаю классику, русские романсы, а также Уитни Хьюстон, Джо Кокера и группу QUEEN.

Сергей КОРОТКОВ

P. S. Обнинская премьера спектакля по пьесе американца Артура Копита «…Между платьем и пижамой…» состоится 14 декабря в 19.00 на сцене Дома ученых.

А что Вы думаете по этому поводу?