Стареющее искусство

16.11.2010


Самым молодым обнинским театральным режиссерам уже за сорок. Тех, кто придет им на смену, пока не видно.
В обнинском любительском театре, на первый взгляд, все нормально. Постоянно работают четыре труппы, имеющие, так сказать, общегородской масштаб — народный театр Бесковой, “ДЕМИ”, Молодежный театр и Студенческий. Каждый год они выпускают несколько спектаклей, проводятся фестивали, коллективы выезжают на гастроли — жизнь идет. Но, похоже, обнинский театр, как явление, близится к закату. Вере Петровне Бесковой — за 80, режиссерам второй возрастной волны до пенсионного возраста осталось лет десять, а за их спиной никого из молодых, желающих заняться театральной режиссурой, не видно.
Эта ситуация характерна не только для Обнинска. “Наш театр недавно выступал на международном фестивале в Гатчине, — рассказывает руководитель театра “ДЕМИ” Олег Демидов. — Я там был самым молодым режиссером”. А Демидову, кстати, скоро 50…
В городах Калужской области — Калуге, Сухиничах, Кирове, Людинове — любительскими театрами руководят люди также солидного возраста. Единственное исключение — Балабаново, в тамошнем ДК ставят спектакли две девушки. И это все.
“Заниматься театром на любительском уровне может только фанатично настроенный человек, — комментирует ситуацию режиссер Молодежного театра Надежда Казанская. — Это требует огромного времени. А жизнь сейчас такая, что люди вынуждены работать с утра до ночи, поэтому молодой человек, мечтающий посвятить себя любительскому театру, зачастую не имеет такой возможности”.
По мнению Олега Демидова, финансовые причины весьма существенны, но дело не только в них: “Мы были воспитаны на великих спектаклях Эфроса, Товстоногова, Ефремова, Васильева. Служить такому театру было за честь в любой форме. Мой коллектив первоначально назывался “Василек” — я его посвятил Васильеву. В принадлежности к такому могучему явлению, как русский театр, заключался серьезный смысл. А за последние 20 лет театральная культура в стране упала ниже плинтуса.

Молодежный театр. Дорогая Памела.

Молодежный театр. Дорогая Памела.

Какими были БДТ, Таганка, Ленком и какими они стали? Об антрепризных же спектаклях, которые привозят в Обнинск, вообще говорить нечего. Великого русского театра больше нет, а разве интересно служить тому, чего нет?”.
В то же время старейший обнинский режиссер Вера Петровна Бескова не склонна драматизировать: “Прекрасно понимаю, что я не вечна. Однако я спокойна: в моем коллективе есть несколько человек, которые способны возглавить народный театр после того, когда я его оставлю”. Но “звездам” народного театра тоже за 40, а многим и за 60.
С “ДЕМИ” и Молодежным театром ситуация иная. Их руководители говорят, что последователей у них нет. В этом, в принципе, ничего страшного нет. И “ДЕМИ”, и Молодежный театр появились на свет “самозарождением”. В середине 90-х Надежда Казанская пришла в ПТУ № 19 и “зажгла” идеей театра нескольких ребят. Потом она пришла с ними к Вере Петровне, но вскоре была вынуждена уйти в самостоятельное плавание, сменила несколько пристанищ, а сейчас ее коллектив “приписан” к “Эврике”. А “ДЕМИ” вообще вырос из школьного драмкружка. В начале 90-х тогдашний мэр города Юрий Кириллов, искушенный театрал, посмотрев демидовский спектакль, тут же предложил коллективу муниципальный статус. И оба этих театра живут, пока работают их руководители — это эксклюзивные, “штучные” проекты.
Появятся ли в Обнинске в ближайшие десятилетия новые театры общегородского масштаба? Несмотря на общий кризис духовной жизни, это вполне возможно и предпосылки к тому есть. Невероятно, но факт — на прошлой неделе в городе состоялась премьера мюзикла, который самостоятельно поставили студенты и преподаватели ИАТЭ. Постановка задумывалась как одноразовая и для “внутреннего употребления” — она о конкретных особенностях студенческой жизни. Но ее успех дал основания постановщикам надеяться на будущую востребованность, хотя больших иллюзий они не питают. “Хотелось бы, чтобы наше дело продолжало жить дальше, — говорит один из постановщиков мюзикла Денис Скобеев. — Но нам негде репетировать, а это очень серьезное препятствие, и как нам его преодолеть, мы пока не знаем”. Как говорится, время покажет, сумеют ли эти увлеченные сценой люди создать свой театр и прийти на смену нынешним “аксакалам”.

А что Вы думаете по этому поводу?