Охраняется государством

26.10.2010


В Обнинске узаконено всего 12 памятников истории и культуры. На самом деле их гораздо больше.
Обнинск — молодой город. Возможно, поэтому он ведет себя как подросток, который искренне считает, что история человечества началась с его рождения. А иначе как объяснить, что в городе всего 12 узаконенных памятников истории и культуры? И этот статус им был дан еще при СССР, в 1991 году.
Тогда же, говоря языком чиновников, было «выявлено» еще несколько «объектов культурного наследия», то есть «кандидатов в памятники». Спустя 19 лет они так и числятся «выявленными» — это мемориал и воинская братская могила на ул. Мира, бюст Станислава Шацкого, установленный у бывшей вечерней школы, и три археологических объекта, селища I тысячелетия.
Ни домик Курчатова (рядом с промплощадкой ФЭИ), ни памятник самому Курчатову у ЦИПК, ни гостевой дом в Турликах дореволюционной постройки (рядом с Морозовской дачей) вообще никакого статуса не имеют. Объектов же, которым необходим охранный статус, по мнению обнинских краеведов, в городе более сотни.
Табличка «Охраняется государством» — все-таки серьезная вещь, хотя, на первый взгляд, толку от нее немного. И примером тому самый знаменитый обнинский памятник истории и культуры — Морозовская дача. Охранный статус не уберег ее от обветшания. Тем не менее, особое ее положение не позволило разместить там бильярдный клуб, как того хотелось неким бизнесменам в 90-е годы. Сейчас наконец-то наметились положительные изменения в судьбе этого здания — его удалось перевести в муниципальную собственность, и, со слов заведующей отделом культуры Ирины Фалеевой, в нем со временем разместится филиал обнинского музея.

Охранный статус не уберег Морозовскую дачу от обветшания.

Охранный статус не уберег Морозовскую дачу от обветшания.

Но для этого Морозовскую дачу надо сначала отреставрировать — и в бюджет следующего года обещают заложить деньги на выполнение проекта восстановительных работ.
А если таблички «Охраняется государством» нет, тогда со зданием можно делать, что хочешь. Так и произошло с гостевым домом усадьбы Маргариты Морозовой (ул. Пирогова, 3). Здание, находящееся в муниципальной собственности, сдано в аренду, а арендатор обнес стены металлопластиковыми панелями, изменив исторический облик дома. Это еще что — другое дореволюционное здание, домик железнодорожной станции постройки 1905 года, вообще снесли. Одинокий протест обнинских краеведов его не спас. Да и не мог спасти — охранного статуса у домика не было. И сохранение старинных зданий в этом случае лежит исключительно на совести собственников или арендаторов.
Бедственное положение памятников истории и культуры в Обнинске ведущий местный краевед Владимир Тарасов объясняет многими причинами. Одна из них — должность специалиста по охране памятников при городском отделе культуры давно упразднена. «А именно стараниями этого специалиста, Виталия Яковлевича Мигунова, удалось в 1991 году 12-ти памятникам дать статус объекта культурного наследия регионального значения, — говорит Владимир Александрович. — Сейчас же в мэрии никто не оказывает содействия тому, чтобы дать охранный статус другим памятникам, которых, по нашим подсчетам, в Обнинске более сотни. А без помощи властей это практически неосуществимо».
Заведующая отделом сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия областного министерства культуры Елена Федорова в свою очередь заверяет, что присвоить охранный статус какому-либо объекту не так уж и сложно: «К нам с этой инициативой может обратиться любой гражданин. Разумеется, свое предложение необходимо обосновать, сопроводив его исторической справкой». В то же время Елена Ильинична сказала, что конечное решение принимают лицензированные эксперты, а их в Калужской области нет ни одного! «Этот вопрос мы сейчас обсуждаем на уровне федерального министерства культуры и, надеюсь, скоро придем к его решению», — объяснила ситуацию Федорова.
Обнинские краеведы составили внушительный многостраничный список потенциальных объектов культурного наследия. Среди них около двух десятков археологических памятников как в черте города, так и на его границах. Краеведы давно уже бьются, чтобы создать «Комплексный историко-природный памятник регионального значения «Горки-Ладенки». В этот комплекс, например, входит древнее городище, существовавшее 15 веков — на холме рядом с эллингом УЦ ВМФ.
В список включены несколько зданий. Среди них ДК ФЭИ (1954 года постройки) — не только архитектурный шедевр сталинской эпохи, но место, связанное с деятельностью выдающихся деятелей культуры Обнинска — Александра Александровича Пожарского, Веры Петровны Бесковой. В этом же списке жилой дом Железнодорожная, 1. В нем в годы войны располагался штаб Первой воздушной армии. А еще — Пирогова, 3 — тот самый, что изуродовали сайдингом. Зданию исполнился 101 год. В нем размещался Военный Совет Западного фронта, а в 50-е годы жил Дмитрий Блохинцев, один из создателей и руководителей ФЭИ.
По мнению краеведов, всю старую часть Обнинска надо объявить охранной зоной — от площади Бондаренко до ресторана «Обнинск», включая водонапорную башню. Эта часть города уникальна своим архитектурным ансамблем, который нельзя ни разрушать, ни изменять. В Калуге, например, снесли несколько «рядовых» зданий постройки середины XIX века — и архитектурный ансамбль ул. Московской рухнул. Зато там появится офисный центр. Не хотелось бы, чтобы и в Обнинске произошло нечто подобное.

Алексей СОБАЧКИН

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры регионального значения) на территории Обнинска.
1. Главный корпус ФЭИ (1937). Здание изначально было построено для детского туберкулезного санатория. Но санаторий открыть не успели — здание отдали под Испанский детский дом № 5, куда были эвакуированы испанские дети из-за гражданской войны в той стране. СССР активно участвовал в том конфликте на стороне республиканского левого правительства, оказывая ему военную и гуманитарную помощь. В годы войны здание использовалось как штаб Западного фронта, а потом как колония для малолетних преступников. С 1946 года в нем расположилась лаборатория «В», впоследствии Физико-энергетический институт. Здесь работали Александр Лейпунский, Дмитрий Блохинцев. Бывал Игорь Курчатов.

2. Морозовская дача или дом Обнинского в Турликах, ул. Пирогова, 1 (1901). Дом Виктора Петровича Обнинского, депутата Государственной думы, известного земского деятеля. В 1909 году здание продано Маргарите Кирилловне Морозовой, известной своей благотворительностью и покровительством искусствам. В особняке жили и работали художники Василий Поленов и Валентин Серов. После революции здание было отдано школе-колонии «Бодрая жизнь». В годы войны в нем размещался командный пункт командующего Западным фронтом. Несколько месяцев это здание было ставкой Георгия Жукова. Именно тогда Морозовская дача в целях маскировки лишилась 8-метровой башни, не восстановленной до сих пор. В послевоенное время здание использовалось как общежитие, профилакторий, филиал ДК ФЭИ. Сейчас пустует.

3. Здание первой в мире атомной электростанции (1954). Здесь планируется создать музей освоения мирного атома. Но до практической реализации идеи еще очень далеко.

4. Дача Бугры в Кончаловском лесу (80-е годы XIX в.) Изначально принадлежала известному врачу Ивану Ивановичу Трояновскому (1855-1928). В 1897 году здесь жил Исаак Левитан. Гостили в усадьбе Василий Поленов, Павел Корин, Федор Шаляпин. В 1932 году дачу купил художник Петр Кончаловский. Сюда к нему приезжали писатель Алексей Толстой, композитор Сергей Прокофьев, режиссер Всеволод Мейерхольд и многие другие известные люди XX века. Здесь провел детские годы внук художника кинорежиссер Андрей Кончаловский. Сейчас здание находится в частной собственности потомков Петра Кончаловского.

5. Дом академика Александра Лейпунского, Пирогова, 2 (начало XX века). Построен Виктором Обнинским как дом для управляющего имением. В 1949-1972 гг. здесь жил научный руководитель ФЭИ, создатель первых советских реакторов на быстрых нейтронах Александр Лейпунский (1903-1972)

6. Высотная метеорологическая мачта (ВММ-300). Уникальное для своего времени инженерное сооружение, высотой 315 м, сданное в эксплуатацию осенью 1958 года. Что любопытно, по аналогичному проекту в 1961-м была построена телевизионная вышка в Виннице. С помощью обнинской ВММ были выполнены эксперименты по изучению распространения аэрозольных выбросов, а также вихрей, образующихся в результате преодоления самолетами звукового барьера. Еще ВММ служит для изучения передвижения воздушных масс в приземном атмосферном слое.

7. Комплекс зданий школы-колонии «Бодрая жизнь», ул. Шацкого, 1, 4, 5, 6, 12. (1918-1919). Пять одноэтажных деревянных домиков — это все, что осталось от образцово-показательной школы-интерната, в которую возили иностранных специалистов, чтобы продемонстрировать достижения советской педагогики. А так как Станислав Шацкий был великим педагогом и яркой личностью, «Бодрая жизнь» являлась «островком», где детям действительно нравилось учиться. Но Станислав Теофилович вышел у руководства страны из доверия, и педагогический эксперимент к началу войны сошел на нет. Сейчас домики занимают милиция, клуб собаководов, диспетчерская такси и редакция народной газеты.

8-12 Могилы А.И. Лейпунского (1972), И.С. Любого (1963), И.И. Бондаренко (1964), В.С. Ляшенко (1963), И.А. Ойвина (1972).

А что Вы думаете по этому поводу?