МЕХАНИЗМЫ ВЫЖИВАНИЯ

25.02.2009

Компания RuukkiАнатолий Артамонов: «Власть готова оперативно помочь промышленным предприятиям региона»

Такое заявление сделал в минувший четверг губернатор Калужской области на специальном координационном совете по развитию промышленности, где собрались руководители предприятий разных сфер деятельности.

Местом встречи выбрали только что построенный технологический центр завода Ruukki. Естественно, сделано это было не случайно — Анатолий Артамонов неоднократно во время заседания приводил компанию в пример остальным.
Действительно, Ruukki — не просто мощный игрок в своей нише. Это один из крупнейших инвесторов в Калужской области. В прошлом году компания продала 700 своих зданий различного назначения. В этом году планка выше на сотню. Объем инвестиций исчисляется десятками миллионов евро.

А на самом совещании обсуждали кризисную ситуацию в промышленности и смогли выработать практические механизмы выживания в сегодняшних условиях. «На протяжении последних лет нашей области удавалось увеличивать темпы роста промышленности, — взял вступительное слово губернатор. — За это время появилась уверенность в собственных силах. И даже когда страна погрузилась в кризис, у нас, в отличие от ряда других регионов, была некая уверенность — предприятия успели переоснаститься, а в область пришло немало крупных инвесторов. Однако все равно почти всем пришлось столкнуться с падением платежеспособного спроса, снижением объема заказов. Все это привело на многих предприятиях к сокращению объемов производства, высвобождению сотрудников.
Особое опасение в этой ситуации вызывает социальный вопрос. Люди боятся снижения заработной платы. Вновь появились выплаты «под столом». А сами предприятия столкнулись с взаимными неплатежами без веских на то оснований.
Я прекрасно понимаю — сейчас власть не может быть в стороне. Мы готовы встать рядом и оперативно помочь. Сегодня руководители предприятий и власть должны работать вместе и использовать конкурентные преимущества области».

Так Анатолий Артамонов подводил к основной теме совещания — развитию кооперационных связей промышленных предприятий. Большинство организаций предпочитают пользоваться услугами дальних партнеров, даже не подозревая, что нужную им продукцию или услуги можно найти у себя дома. Налаженные связи — это, конечно, хорошо. Правда, при таком раскладе никак не получается поддержать местного производителя. Но как привнести новую традицию сотрудничества в устоявшуюся практику?

Ответ на этот вопрос в своем докладе представила Татьяна Розанова, начальник управления промышленности министерства экономического развития Калужской области: «Мы можем и должны помогать друг другу. Однако в настоящий момент у нас очень слабая кооперация. И примеров тому масса. Причина — низкий уровень информированности. Но при этом предприятия сегодня вынуждены серьезно бороться за клиента. Поэтому калужский продукт должен стать конкурентоспособным. Для этого необходимо снижать издержки. И есть несколько путей.
Один из них — энергосбережения. Далее — необходимо организовать ряд рабочих встреч, чтобы предприятия знали друг о друге. Также нужен аутсорсинг — передача некоторых бизнес-функций сторонним организациям. Это позволит предприятиям освободиться от непроизводственных издержек и сфокусироваться на качестве изготовляемой продукции. Еще один механизм — кластерное взаимодействие предприятий. Так можно сообща находить слабые и сильные стороны, обозначать угрозы и возможности».

Директора предприятий области согласились с тем, что мало знают друг о друге. Анатолий Артамонов привел пример, как компания Ruukki благодаря кооперации фактически спасла «Агрисовгаз». К слову, число партнеров у крупнейшего в России завода в области производства металлоконструкций именно в Калужском регионе невелико. Впрочем, сегодня ситуация на заводе весьма стабильная — ближайший конкурент Ruukki производит вдвое меньше продукции.

Кроме того, по словам генерального директора компании Сергея Чернышова, важный аспект в кризисное время — политика открытости: «Одна из основных наших задач — успокоить персонал. Люди нервничают. Но Ruukki продолжает создавать рабочие места. Да и планы на этот год у завода весьма амбициозные. «Мы планируем увеличить объем продаж на 15%, — пояснил Чернышов. — Конечно, это достаточно сложно будет сделать — цены на металл упали. Но февральские показатели вселяют оптимизм. Также компания намерена активнее заниматься производством конструкций для жилых многоэтажных зданий. Собираемся усилить свои позиции в бюджетных сегментах (военное, спортивное, социальное строительство, инфраструктура)».
Еще на совещании одобрили предложение создать советы специалистов, которые могли бы делиться опытом с коллегами, узнавать больше о предприятиях региона.

Пришлась по душе и идея новых малых предприятий в рамках аутсорсинга. А министерству экономического развития совместно с Калужской ТПП предстоит проработать вопрос о создании областной биржи субконтракции, чтобы предприятия легко могли получить информацию друг о друге.

Губернатор также предложил издать специализированный журнал с краткой информацией об организациях и их контактными данными. А чтобы все эти предложения не носили чисто декларативный характер, на совете решили чаще встречаться — раз в два месяца.

Светлана ШАГОВА
Газета «Новая среда +», № № 5(19), 25 февраля 2009

А что Вы думаете по этому поводу?