НИИ НА АКЦИИ

25.02.2009

nii.jpg
НПП «Технология» уже в этом году станет акционерным обществом, ФЭИ — возможно тоже, а «Карповка» в ближайшие три года приватизации не подлежит.

Разговоры о приватизации НИИ в стране идут давно. Копий сломано в спорах — не счесть. Сторонники акционирования науки говорили о том, что это чуть ли не единственный способ ее спасения, противники же утверждали прямо противоположное — это путь к неминуемой гибели.
Но дискуссии закончены. Есть закон, по которому государственные научные центры должны стать акционерными обществами.

Всего в стране 58 институтов имеют статус ГНЦ, три из них находятся в Обнинске. Это ФЭИ, «Технология» и ФХИ. Но не все обнинские ГНЦ станут акционерными обществами, потому что правил без исключений почти не бывает.

Так, «Карповке» в ближайшие годы акционирование не грозит. Как сказал генеральный директор НИФХИ им. Карпова Алексей Алякин, институт включен в список стратегически важных для государства научных объектов, о чем есть соответствующий президентский указ. Объекты из этого списка приватизации не подлежат.
«Указ тесно связан с федеральным бюджетом, бюджет же принят на три года, значит, как минимум на этот срок мы можем об акционировании забыть, — пояснил Алексей Александрович. — А что будет через три года, предсказать невозможно».

Что же касается НПП «Технология», с его акционированием все предельно ясно, оно произойдет уже в 2009 году и будет образовано ОАО «Технология». 100 % его акций будут принадлежать государству. Учитывая то, что обнинское предприятие выполняет важные военные заказы, эти акции никогда продаваться не будут.
В чем же смысл такой реформы, при которой государство просто-напросто «перекладывает» предприятие из одного своего кармана в другой? Генеральный директор НПП «Технология» Владимир Викулин поясняет: «Сейчас мы находимся в собственности «Росимущества», а перейдем в собственность государственной корпорации «Ростехнологии».
Акционирование принесет ряд преимуществ по сравнению с нынешним положением. Мы получим право привлекать частные инвестиции, чего не можем делать сейчас. Нам станет легче брать кредиты, потому что получим возможность обеспечивать их залогом недвижимости».

Сократится ли численность персонала при этом, еще вопрос.
«Кризис — хороший повод избавиться от неэффективных сотрудников. Но вряд ли предприятие пойдет этим путем. Замечу при этом, что возраст — не повод для увольнения. Мы дорожим эффективными специалистами, даже если они пенсионеры, — говорит Владимир Викулин. — А далее будет осуществляться более тщательный подбор персонала при приеме, а будущих инженеров и ученых мы уже сейчас готовим в школе и институтах». Снижения зарплат из-за акционирования тоже опасаться не стоит.
«Новые собственники вряд ли пойдут на такой шаг, они же ориентированы на московский уровень заработков, — считает Владимир Васильевич. — Люди зря волнуются. Как они работали, так пусть и работают. Акционирование никак их не затронет, это проблема руководства».

По сведениям Минобрнауки, в государственном секторе сосредоточено 1 483 организации, или почти 37,5% от общего числа организаций, выполняющих научные исследования и разработки (в 1995 году, для сравнения, было чуть меньше 30%). Господствующее положение, по сложившейся у нас традиции, занимают научно-исследовательские институты — всего на данный момент 1 153. Их меньшая часть находится в подчинении федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти в субъектах Федерации, а подавляющее большинство замыкается на академиях наук, которым придан статус государственных (РАН, РАМН, РАО, РАСХН и Российская академия художеств). * * * За 16 лет, прошедших со времени образования первых ГНЦ, их в стране образовалось 58. Как правило, это крупные научно-инженерные технологические комплексы, где выполняется полный цикл работ от ориентированных фундаментальных и поисковых исследований до создания новых образцов техники и промышленных технологий в интересах отдельных отраслей экономики, национальной безопасности и обороноспособности страны.

А с Физико-энергетическим институтом история непонятная. В том смысле, что по вопросу акционирования никакой официальной информации не предоставляется. Впрочем, как и по иным вопросам тоже — такой порядок завели в «Росатоме», в состав которого сейчас входит ФЭИ. Так что имеются только слухи о том, что и самый крупный обнинский институт тоже станет акционерным обществом, в котором 100 % акций будут принадлежать государству.
Эти слухи основаны на том, что сейчас идет приватизация многих «атомных» ФГУПов, которые передаются в управление ОАО «Атомэнергопром». Очень вероятно, что и ФЭИ ждет та же участь.

Алексей СОБАЧКИН,
Газета «Новая среда +», № № 5(19), 25 февраля 2009

Комментарии закрыты.