Антреприза изнутри

12.10.2010

Обнинский хореограф, руководитель театра ЭКСХ Галина Барбарыкина ставит танцы для московского антрепризного спектакля “Между платьем и пижамой” с участием Анны Тереховой и Юлии Рутберг.

Полное название пьесы столь велико, что уместится не на всякой афише — “Бедный папа, бедный папа, ты не вылезешь из шкапа, ты повешен нашей мамой между платьем и пижамой”.
Ее автор — американский драматург Артур Копит.

Несмотря на игривое название, содержание — трагическое, с убийствами. Жанр постановки обычно определяется как трагикомический фарс. Главная героиня, однажды выйдя замуж и имея в жизни единственную брачную ночь, убила своего мужа и, путешествуя, таскает за собой гроб с телом, помещая его в шкафу “между платьем и пижамой”. Экзальтированная дама постоянно вмешивается в личную жизнь своего уже взрослого сына, не желая выпустить его из материнской клетки, и доводит сына до того, что тот ее отправляет на тот свет. История страшная, но написана так, что поначалу зритель много хохочет. Жутко становится только к финалу. Пьеса была очень популярна у зрителей в 80-е годы в постановке Театра сатиры. И сейчас московский продюсерский центр “Ника” решил ее реанимировать.

Это идеальный вариант для антрепризы — потому что в спектакле есть большая главная женская роль, на которую обычно приглашается суперзвезда, которая своим именем притягивает зрителей.
И таких великих актрис приглашено трое — Анна Терехова, Юлия Рутберг и Светлана Тома — потому что спектакль будет прокатываться тремя составами.

В эту компанию обнинский хореограф Галина Барбарыкина попала, как она сама говорит, по знакомству: “Давно-давно, еще в начале 90-х годов, выходец из Обнинска студент ВГИКа Павел Игнатов, ныне режиссер сериалов, снимал курсовую учебную работу и для нее попросил меня поставить танцы. Среди молодых актеров был Олег Степанов. Прошло много лет. Степанов стал театральным режиссером, а меня не забыл. Однажды он меня пригласил в новогодний проект, но я отказалась, потому что нужно было месяц постоянно работать в Москве, а я не могла бросить свой театр. А этим летом мы случайно вместе оказались в одной электричке, и он позвал меня хореографом в антрепризный спектакль. Занятость два дня в неделю меня устроила”.
Вообще-то “Между платьем и пижамой” должны были подготовить к сентябрю, но из-за ужасных летних погодных условий артисты не могли репетировать, поэтому премьеру спектакля перенесли на конец октября. Потом его начнут “катать” по всей стране. Покажут и в Обнинске, скорее всего, в марте, на сцене Дома ученых или ГДК.

“Антреприза напоминает мне огромный муравейник, — делится своими впечатлениями о работе в проекте Галина Барбарыкина. — Все копошатся, суетятся, постоянно звонят мобильники, кто-то с кем-то о чем-то договаривается. У каждого “муравья” свое движение, а цель у всех одинакова — деньги и дорога домой. А потом зрители приходят в зал и думают: высокое искусство! Нет, в профессионализме участникам не откажешь, они умеют делать все, что нужно на сцене, они мастера. Вот приходит актриса, надевает сценическое платье, и мы начинаем работу. Она говорит: “Галочка, вы мне быстро все объясните, да? У меня есть 15 минут”. Я показываю движения — она все повторяет, стараясь их запомнить. Нет никакого обсуждения того, что мы делаем, что предлагаем — обычная механическая работа. И душевного порыва в этом, увы, не наблюдается. Никто в принципе и не скрывает, что антреприза используется для “чеса по провинциям”.

Как говорит Галина Барбарыкина, ее услуги хореографа оценили недорого: “Как раз хватит на дорогу и питание в Москве”. Но она об этом не жалеет, так как ее целью в этом случае были не деньги, а опыт.
Во-первых, работа со звездами.
Во-вторых, появляется перспектива будущих подобных заказов, а это все-таки уровень повыше, чем в Обнинске. Хотя при этом Галина Валентиновна говорит: “Участие в этом проекте помогло мне относиться к тому, что я делаю в Обнинске, более трепетно. Я бы сказала так: там — работа, здесь — искусство”.

А что Вы думаете по этому поводу?