ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ

18.02.2009

Сорокин, Глущенко, КатухинЕсли верить отчетам и официальным сообщениям, Обнинск — оазис в бушующем океане кризиса. И зарплаты в городе растут огромными темпами, и безработица ниже, чем где бы то ни было, и производства новые будут открываться… В самом деле все так хорошо, или тут сказывается мера нашего незнания и неумения предвидеть будущее?
Действительно инновационный вектор развития Обнинска как наукограда обеспечил ему мягкую и удобную подушку безопасности, или желаемое выдается за действительное? И каково тогда сегодняшнее и завтрашнее состояние инновационной экономики города?

Обсудить эту проблему в редакцию «Новой среды» пришли:
Анатолий Сотников, депутат Законодательного Собрания, ректор ФРИДАС и директор филиала ГУУ, Александр Сорокин, первый заместитель председателя ГНТС,
Евгений Пашин, заместитель председателя городского Собрания, генеральный директор ОЦНТ,
Леонид Катухин, председатель экономического комитета городского Собрания, директор ОЦНТ-Маркетинго-коммерческий центр,
Игорь Глущенко, член дирекции программы «Содействие развитию малого предпринимательства в городе Обнинске», управляющий КРО «Российская коллегия аудиторов»,
Валерий Левченко, директор компании «Моделирующие системы».

«Новая среда». Какова ваша оценка влияния кризиса на состояние экономики в Обнинске, и прежде всего — инновационной ее части?

Сотников. Несмотря на то, что в Обнинске — атмосфера довольно благодушная, я не склонен к излишнему оптимизму. Ситуация на самом деле непростая. Да, у нас нет той степени озабоченности, которая присутствует во многих столичных компаниях, в других регионах. Но это не значит, что Обнинск останется островком абсолютного благополучия. Кризис неплатежей нас не минует, просто волна его в полном объеме до нас еще не докатилась.
Но и драматизировать ситуацию, полагаю, не стоит. У Калужской области есть серьезный запас прочности: у нас в прошлом году вошли в строй ряд крупных предприятий — «Самсунг», «Фольксваген» и другие. Их работа позволяет наполнять областной бюджет. А на него, в свою очередь, завязаны трансферты муниципальным образованиям, в том числе и Обнинску. Тем не менее, денежные потоки сокращаются, и это почувствуют все — и обычные предприятия, и инновационные, и рядовые граждане. Жить всем нам будет довольно сложно.

Глущенко. Неплатежи — только один из элементов кризиса. Проблема не столько в том, как движутся денежные средства, а в том, насколько эффективны сами предприятия. За 15 лет мы растеряли их конкурентоспособность, не вкладывая деньги в развитие должным образом. Но на фоне Калужской области обнинские предприятия выглядят неплохо. Поэтому мы будем тонуть самыми последними.

Левченко. Моя точка зрения: кризис как таковой уже прошел. Мы уже вышли на другую ступень. У нас новое состояние экономики и новое состояние общества. И далеко не все в этой новизне плохо.
Во-первых, освобождаются трудовые ресурсы, и того дикого кадрового голода, который мешал предприятиям, сегодня уже нет.
Во-вторых, устраняется тот дикий перекос в зарплате, рост которой никак не соотносился с производительностью труда.
В-третьих, наконец-то будет востребовано образование, а именно на нем построена экономика знаний. И у Обнинска появляются дополнительные козыри в этой связи. А в качестве примера могу привести работу нашей компании: спрос на ее продукцию остался. Как мы работали с западными партнерами, так и работаем.

Пашин. К сожалению, если говорить об экономике знаний, то приходится констатировать: у нас отсутствует информация о том, какой она дает вклад в экономику города. Этих данных нет даже у депутатов городского Собрания. Что же до оценки сегодняшнего и будущего состояния Обнинска, я бы с осторожностью относился к заявлениям, что мы будем обязательно тонуть — первыми или последними, неважно. В городе действительно создана серьезная подушка безопасности, в том числе — за счет инновационных компаний. Пока за короткое кризисное время сложно адекватно оценить все тенденции. Но что касается, например, нашей группы инновационных предприятий — оптимистические нотки всетаки звучат. Не все так плохо. Есть снижение продаж, но нельзя сказать, что мы сильно упали.

Катухин. Обнинск представляет собой, к сожалению, типичную модель управления городом: тактика есть, стратегии нет. В городе отсутствует видение развития инновационной экономики. Вот пример: городская программа поддержки малого бизнеса в прошлом году выполнена только на 30 %. В этом — неэффективная работа властей. А между тем в условиях кризиса инновационный бизнес является наиболее устойчивым — у него самая высокая добавленная стоимость, самая высокая норма прибыли. Уменьшая ее, он может приспосабливаться к изменению экономической ситуации. Например, из-за роста курса валют выросли цены на импортные комплектующие, причем весьма серьезно. Тем предприятиям,где норма прибыли невелика, — это обычно крупные производственные компании, — приходится повышать цену продукции. Мы же снизили доходность компании, но не стали повышать цены. Тем самым повысили свою конкурентоспособность на рынке. И в городе с помощью аналогичного подхода выживают многие инновационные предприятия. Даже если кризис будет продолжаться два года, запаса прочности хватит.

«Новая среда». А если говорить об экономике знаний в широком смысле слова, имея в виду еще и обнинские НИИ, университеты? Их присутствие создает подушку безопасности? Или наоборот, ориентированные на господдержку и лишенные ее в прежнем объеме, они и тонуть будут быстрее?

Сорокин. В научной сфере Обнинска работают 10 тысяч человек. И она, на мой взгляд, в ближайшие годы будет достаточно стабильна. Прежде всего — за счет государственных заказов в области атомной энергетики, обороны, метеорологии, медицины. Правда, существует опасность в снижении финансирования. В конце прошлого года было объявлено, что предстоит 15%-ное сокращение бюджетных ассигнований. Но где-то оно будет больше, а где-то оно не произойдет вовсе. И у Обнинска тут очень неплохие шансы. А малый инновационный бизнес тесно связан с крупными предприятиями. Его судьба определяется судьбой крупных научных комплексов. Если с ними будет происходить что-то радикальное, это сразу почувствуется и в сфере инновационного бизнеса.

Сотников. Известны четыре параметра выживания компаний в кризисе, а опыт долгоживущих компаний хорошо ложится на управление территориями: первый — цельность компании, второй — умение адаптироваться к внешней среде, третий — умение находить точки роста, а четвертый — консервативная финансовая политика, то есть, наличие заначки на черный день. В России такая заначка — стабилизационный фонд — существует. А работа по воплощению первых трех факторов — дело исполнительной власти.

«Новая среда». Что должна делать, по вашему мнению, власть по отношению к инновационной экономике?

Глущенко. Развитие Обнинска зависит исключительно от властей. Подчеркиваю — исключительно. Только они могут обеспечить создание условий, при которых сюда начнет стремиться инновационный бизнес со всего мира. Бизнес, как ртуть — он течет туда, где ему выгодно. И есть масса успешных примеров во всем мире, как его привлекать, как делать свою территорию интересной для бизнеса. Это и есть рецепт, как выживать в условиях кризиса.

Пашин. Что касается власти, то ей не надо помогать инновационному бизнесу напрямую, давать какие-то субсидии. Хотелось бы другого. Десять лет назад мы просили помощи в получении сертификатов для направления своей продукции за рубеж и получили отказ. А сейчас сплошь и рядом региональные правительства применяют эту меру поддержки. Получается, что мы все время запаздываем. То, что можно было делать давно, начинает реализовываться только сейчас. Сложись ситуация иначе, у инновационных предприятий была бы уже иная доля в экономике города. В городе принята неплохая программа развития малого, в том числе инновационного бизнеса. Надо ее просто выполнять.

Левченко. Поддержу: прямых субсидий инновационному бизнесу не надо. Если предприятие не в состоянии заработать, оно нежизнеспособно. А вот в части снижения налоговой нагрузки, аренды — это полностью в компетенции городской власти. И город может принять определенные меры для поддержки инновационного бизнеса. Они могут оказать воздействие и на большие предприятия.

Сорокин. Роль администрации и городского Собрания в решении этого вопроса очень высока. Но помимо забот о малом бизнесе, надо пытаться продолжать работу по реализации крупных проектов. Например, таких, как строительство в Обнинске свинцово-висмутового быстрого реактора мощностью 100 МВт. Это очень крупный, амбициозный проект, который может вывести Обнинск на новую орбиту и укрепить его положение во всех смыслах.

Катухин. В городе объективно существует конфликт интересов между задачами, стоящими перед городом и федеральными институтами. Наиболее ярко это проявилось в полярных позициях относительно расширения границ города, подробный план которого губернатор представил в прошлом году. И по этому стратегическому вопросу так и не удалось достичь единого мнения. А пока общество раздираютпротиворечия, говорить о синергетическом эффекте не приходится.

Сотников. Думаю, что действия администрации должны быть четко сфокусированы на инновационном развитии города.

Газета «Новая среда+», № 4 (18) 18 февраля 2009 года

А что Вы думаете по этому поводу?