ПУТЬ В НАУКУ, ИЛИ КАК СОХРАНИТЬ НАУКОГРАД?

11.02.2009

Лев ЛяшкоВ конце прошлого года два комитета Госдумы на выездном заседании в Обнинске рекомендовали инновационную образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России» как пилотный проект для привлечения школьников к научным исследованиям.

Программа разработана Общероссийской детской общественной организацией Малая академия наук «Интеллект будущего» (МАН), которую возглавляет Лев Юрьевич Ляшко.
Он хорошо известен в Обнинске — здесь зарождалась его всероссийская конференция «Юность. Наука. Культура».
Так вот, Ляшко считает: настоящего ученого нужно растить с начальной школы, выстраивая цепочку школа–вуз–НИИ, чтобы детей, склонных к исследовательской деятельности, выявлять и всемерно поддерживать.

Малая академия наук для ребят из всех регионов России такую цепочку построила, и на ее конференции съезжаются школьники практически из всех регионов страны. Совсем недавно закончился 4-й Российский «Рождественский фестиваль», где свои научные работы представляли ученики «первой ступеньки» — начальной школы. Удивительно, но работали достаточно серьезные направления — физико-техническое, историкокраеведческое, культурологическое, эколого-биологическое.

Многие удивляются: разве может семилетний ребенок заниматься научными исследованиями? «Может», — категорично заявляет Лев Юрьевич и добавляет: «Мне, например, очень понравилась работа третьеклассника по выращиванию кристаллов. А начал он ее еще в первом классе». Илья, так зовут мальчика, сперва просто увлекся кристаллами. Потом сделал доклад в школе. Позже выступил на городской конференции. А чтобы лучше вникнуть в проблему, вместе с мамой летом специально поехал в пещеры — там можно было увидеть, сфотографировать и изучить сталактиты и сталагмиты…
К слову, эксперты дают такие заключения: у малышей довольно часто работы выглядят крайне интересно с научной точки зрения — сказывается, наверное, тот факт, что творческие способности еще не зажаты стереотипами.

На фестивале первые места заняли ребятишки из Перми и Златоуста. «В Обнинске же, — с грустью констатирует Лев Ляшко, — работу с младшими школьниками надо серьезно поднимать. Проблему привлечения ребят к научным исследованиям надо решать на уровне города. Перспективы есть. Этот вопрос мы обсуждали с начальником Управления общего образования Анатолием Гераскиным и нашли понимание».

Если ребенок хотя бы раз «засветился» в проектах программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», его сразу же берут «на карандаш». Точнее, вносят в базу данных, где на сегодняшний момент насчитывается более 50 000 школьников, которые занимаются научной и творческой работой. Каждому ребенку начисляются рейтинговые баллы, так фиксируют его достижения. Баллы эти накапливаются. По итогам учебного года детям выдают специальные сертификаты: самая младшая ступень — «Искатель», а к последнему звонку ученик может «наработать» звание «Интеллектуальный лидер».

«Логично было бы, — делится своими планами Лев Юрьевич, — чтобы при поступлении в вузы учитывались не только результаты Всероссийских олимпиад, но и результаты учебно-исследовательской деятельности учащихся, тем более что многие ведут свою работу по несколько лет — это уже говорит о сформированном устойчивом интересе к науке».

Когда абитуриент, активно занимавшийся в школе исследованиями, поступает в вуз, образуется некая пауза в его научной деятельности.
«В вузах талантливых детей теряют, — считает Лев Юрьевич, — как правило, нет бережного отношения к склонным к научным изысканиям первокурсникам, ведь зачастую научная работа у студентов начинается с 3-го курса. А за это время интерес к науке у студентов затухает. Если бы удалось преодолеть эту паузу, сократилось бы и время подготовки ученого. Есть случаи, когда уже через год после окончания института человек защищает кандидатскую. А в традиционной системе кандидатская диссертация защищается лет через десять после того, как сотрудник приходит на работу».

«В 90-х годах, — продолжает Лев Юрьевич, — в городе активно работало научное общество учащихся, где ребята выполняли исследования практически по всем направлениям. В настоящее время «олимпиадников» у нас много — это хорошо, а учащихсяисследователей, особенно в естественно-научной сфере, практически нет. Нет системной работы по привлечению школьников к науке. Необходим активный приток молодежи в науку. Чтобы достичь этого, нужна общая работа общественных организаций, педагогов, ученых, городской администрации — только тогда Обнинск сможет выжить как наукоград».

Майя ГОНЧАРОВА
Газета «Новая среда +», №3(17), 2009

К публикации “ПУТЬ В НАУКУ, ИЛИ КАК СОХРАНИТЬ НАУКОГРАД?”
1 комментарий

  1. Крым,
    Апрель 6, 2010 10:43

    Интересно, подписываюсь!

А что Вы думаете по этому поводу?