МОЛОДО-ЗЕЛЕНО-ЭКОЛОГИЧНО

04.02.2009

Александр КрышевАлександру Крышеву всего 34 года. Молодой исследователь «Тайфуна» — уже без пяти минут доктор биологических наук.

- Вообще-то я еще кандидат, но докторскую в ноябре уже защитил, — говорит молодой ученый. — Сейчас она находится на утверждении в Высшей аттестационной комиссии».
… Какой профессиональный путь выберет Александр Крышев — в семье никто и не сомневался: его родители много лет работают в «Тайфуне». Глава семьи — Иван Иванович Крышев — занимается экологической безопасностью, академик РАЕН, доктор физикоматематических наук. Мама Татьяна Сазыкина тоже трудится в «Тайфуне».
«У нас вся семья закончила МГУ, — улыбается Александр. — С отцом на физфаке даже один и тот же научный руководитель был».

Направление, в котором работает Александр, самое что ни на есть модное — радиационная экология и безопасность окружающей среды. Если конкретно — он моделирует перенос радиоактивных веществ в водных экосистемах и изучает влияние загрязнений на природные организмы.
«Допустим, произошел где-либо выброс радиоактивных веществ в водоем, — объясняет Крышев. — Что произойдет дальше? Пика загрязненности маленькие рыбешки, которые питаются растительной пищей, достигнут через 5-6 месяцев. Хищные рыбы — через год или два. И тут мы выявили ряд закономерностей: например, что загрязненность зависит от размера — чем больше рыба, тем медленнее из нее выходят вредные вещества».
Зачем нужны все эти результаты?
«Вероятность загрязнений сегодня мала, но надо быть готовым ко всему и иметь инструмент для того, чтобы оценивать потенциальную опасность для человека, — объясняет Крышев. — Благодаря этим результатам сегодня мы можем без измерений предсказать, что станет с рыбой в местах возможных выбросов. И сегодня мы можем сделать это с большей точностью. Благодаря нашим исследованиям погрешность расчетных оценок коэффициента перехода некоторых радиоактивных веществ из воды в рыбу снизилась более чем в 50 раз».

В данный момент Крышев занимается исследованием крупной речной системы Теча – Исеть – Тобол – Иртыш – Обь. «Когда-то сбросы с ПО «Маяк» поступали в Течу, — рассказывает Александр.— Теча до сих пор выведена из хозяйственного использования: в ее верховьях остались заболоченные поймы, где по-прежнему грязно — оттуда радионуклиды«вымываются» в реку. Но как бы то ни было, сейчас у нас все основания утверждать, что загрязнение рыбы из Исети, Тобола, Иртыша и Оби не превышает допустимых уровней».

О работе Александр может говорить бесконечно. Увлекательно и интересно. «В разработке находится тема воздействия хранилищ радиоактивных отходов. Правда, тут мы пока разрабатываем сценарии воздействия — изучаем источники — возможные протечки или атмосферные выбросы. Оцениваем концентрацию вредных веществ в поверхностном слое воды, почвы, в воздухе. Проводим расчеты. Решаем обратную задачу: вычисляем, при каких уровнях загрязнения компонентов окружающей среды не будут превышены действующие в России нормативы».

Работы масса, но Крышев находит время и на хобби — правда, очень близкое к основной деятельности. Одна из самых ценных вещей на его рабочем столе — тетрадка с фламинго на обложке. «Я провожу теоретические исследования по оценке допустимых уровней облучения природных организмов, — рассказывает Крышев. — Результаты как раз в этой тетрадке. Понадобится масса усилий, чтобы произвести максимально точные расчетные оценки … И хотя эти исследования — не первоочередная задача, уверен, что придет время, когда и они понадобятся. А у меня будут готовые результаты».

Газета «Новая среда +», № 2 (16) 4 февраля 2009 года

А что Вы думаете по этому поводу?