В городе Сочи чистые почвы

27.06.2010

Специалисты «Тайфуна» подготовили первый отчет по состоянию окружающей среды в районе Сочи, где к Олимпиаде 2014 года строят спортивные объекты.

Строительство спортивных объектов в Сочи развернулось вовсю: куда ни глянь — везде роют котлованы, работает техника, обустраивая территорию для нужд предстоящей Олимпиады. Казалось бы, речь идет о безобидных спортивных объектах. Однако не все так просто: строительство такого огромного масштаба — это серьезное вторжение в окружающую среду.

ОЛИМПИЙСКОЕ СПОКОЙСТВИЕ

«Очевидно, что спортивные объекты — это не промышленные предприятия, где могут быть вредные выбросы и влияние на окружающую среду видно, как говорится, «невооруженным глазом», — говорит Владимир Булгаков, директор Института проблем мониторинга окружающей среды ГУ НПО «Тайфун», кандидат физико-математических наук. — Но и здесь влияние может быть ощутимым. Например, при строительстве перемещается грунт — и в атмосферу попадает пыль. Работает масса сложной строительной техники — тракторы, бульдозеры, экскаваторы — которые не только являются источниками выбросов выхлопных газов в атмосферу: нефтепродукты от них могут попадать в воду и почву. Когда речь идет о таком огромном сконцентрированном фронте работ, — для природы все это бесследно не проходит». Прежде всего, у специалистов, общественности, ответственных государственных организаций вызывает «олимпийское беспокойство» тот факт, что объекты строятся под боком у заповедника Западный Кавказ. А ведь он имеет статус территории Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Но дело не только в заповеднике: непрерывный мониторинг окружающей среды там, где возводятся спортивные объекты — это одно из главных требований Международного олимпийского комитета.
И за этим очень пристально следят: не только сама Олимпиада, но и подготовка к ней должны быть на высоком уровне. А влияние на экологию — минимальным.

Поэтому, как только стало ясно, что Олимпиада-2014 будет проводиться в России, в правительстве была разработана программа по экологическому сопровождению подготовки и проведения игр в Сочи. Той частью, которая касается мониторинга окружающей среды, поручили заниматься Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), а ответственным исполнителем назначили обнинский НПО «Тайфун»: так что теперь он ответственен за «олимпийское спокойствие» сочинской природы.

В «проекте «Сочи» задействованы три «тайфуновских» института из четырех. ЦКБ взял на себя разработку автоматических станций, которые будут вести непрерывный мониторинг. ФИАЦ должен обеспечить передачу данных и представление экологической информации потребителям. А Институт проблем мониторинга окружающей среды (ИПМ) разработал требования к мониторингу и обеспечивает проведение наблюдений. «Причем, заметьте: речь идет не только об экологическом мониторинге во время самой Олимпиады, когда туда приедут спортсмены и зрители,— отмечает Булгаков. — На стадии подготовки и строительства мониторинг также необходим. Мы должны зафиксировать не только результат — но и процесс: как по ходу строительства меняется окружающая среда — происходит ли загрязнение воды, почвы, воздуха и так далее. Вооружившись знаниями, можно будет своевременно принять меры, если что-то вдруг пойдет не так».

ГДЕ ВОДА СОЧИтся…

Перед тем, как приступить к работе, «Тайфун» изучал опыт других стран, где Олимпиада проводилась в разные годы — и зимой, и летом. Обнинские специалисты смотрели международные регламенты, сравнивали их с российскими. «И могу сказать точно: если взять, к примеру, наши нормативы разрешенного воздействия на природу, то они ничуть не слабее мировых, — говорит Булгаков. — И часто наши нормы даже строже!» Кстати, начинать работу в Сочи с чистого листа обнинцам не пришлось: организации Росгидромета уже много лет ведут наблюдения в этом районе.

«В Сочи работают несколько наших пунктов наблюдений, — рассказывает Владимир Булгаков. — Два по воздуху, шесть — по воде. Так что у нас собран архив информации по состоянию окружающей среды за много лет. И это очень полезные данные: в любой момент мы можем сравнить старые с новыми и сделать выводы». В Сочи ученые «Тайфуна» выезжали уже несколько раз.
Например, Владимир Булгаков был там весной, что называется, в «разведке», а месяц назад была организована экспедиция в составе четырех сотрудников ИПМ, которые проводили обследования состояния окружающей среды в районе Сочи в течение недели. Особое внимание уделили горной реке Мзымта — там работает форелевое хозяйство, а неподалеку строится дорога. Специалисты взяли все необходимые пробы в нескольких местах: и там, где нет строительных работ, и ниже по течению, где они уже развернулись.

Делать это было непросто: рельеф горный, течение сильное — к некоторым участкам просто не подступиться. Но в целом результаты сотрудников «Тайфуна» удовлетворили: загрязнение совсем незначительное, по отдельным показателям на порядки ниже предельно допустимых концентраций. Так что форелевому хозяйству ничего не грозит. «Во время экспедиции осуществляли гамма-съемку местности, отбирали пробы почвы, воды, воздуха. Часть анализов выполняли прямо на месте, — рассказывает Булгаков. — Оборудование «Тайфуна» это позволяет.
В нашем распоряжении имеется разработанная в «Тайфуне» передвижная лаборатория, начиненная всевозможной техникой. Но немало проб приехало в Обнинск: часть анализов можно сделать только в стационарных условиях, используя специальное оборудование. На сегодняшний день исследовали все пробы по всем необходимым показателям. Не готов один лишь «радиоактивный анализ» по стронцию-90: он делается не менее месяца».

У «ТАЙФУНА» НЕТ ПЛОХИХ ПРОГНОЗОВ

Сейчас сотрудники ИПМ подготовили отчет — свыше ста страниц с графиками, таблицами, фотографиями. Он ляжет на стол представителям Росгидромета, Министерства природных ресурсов, компании «Олимп-Строй» и, конечно же, Международного олимпийского комитета. Данные, кстати, секретными не являются. «Речь все-таки идет о состоянии окружающей среды, — рассказывает Владимир Булгаков. — Поэтому не только представители правительства, строители и спортсмены, но и каждый человек может узнать, как в этом плане обстоят дела в Сочи. Поэтому ФИАЦ разработал сайт, где можно получить самую свежую и точную информацию. Он находится по адресу www. pogodasochi.ru.
В разделе «Информация о состоянии окружающей среды в районе г.Сочи» можно найти оперативные данные с постов, обобщенную информацию с графиками, фотографии и карты». Если обрисовать результаты в двух словах, то главные «загрязнители» — это транспорт и хозяйственные стоки: именно они «обеспечивают» две трети загрязнений.

«Но на данный момент мы не выявили ничего, что серьезно влияло бы на окружающую среду: сейчас все показатели в норме», — утверждает Владимир Булгаков. Хотя, понятно, что на этом работа не закончилась. В «Тайфуне» говорят: таких «инспекционных» проверок недостаточно: контроль должен вестись постоянно. Как отмечает Владимир Булгаков, в первом отчете была дана лишь предварительная оценка влияния строительных работ на окружающую среду. Поэтому сейчас в Сочи ставятся дополнительные пункты наблюдения — непосредственно в районе, где будет проводиться Олимпиада и где, как ожидают обнинские специалисты, может отмечаться наибольшее воздействие на окружающую среду. И что самое важное — эти пункты будут автоматическими, то есть контроль будет вестись непрерывно.

«В Сочи появятся три передвижные экологические лаборатории, шесть автоматических пунктов наблюдения за загрязнением воздуха и два (автоматических) за загрязнением воды — рассказывает Владимир Булгаков. — Ну и конечно, это не последняя поездка наших специалистов на «территорию Олимпиады» — мы планируем еще несколько экспедиций. Со следующего года, когда заработают новые пункты наблюдений, «Тайфун» будет непрерывно следить за показателями влияния строительства на окружающую среду. У нас накопится статистика, мы увидим динамику, тенденцию. Тогда и сможем сделать полноценные выводы».

А что Вы думаете по этому поводу?