Многодетный музыкант

09.06.2010

Руководитель обнинского ансамбля «Веселый дилижанс» Алексей Гвоздев открыл дорогу на профессиональную сцену многим молодым музыкантам.

25 лет назад был создан один из самых ярких музыкальных коллективов нашего города — ансамбль кантри-музыки «Веселый дилижанс». На днях его руководителю Алексею Гвоздеву исполняется 50 лет. В канун двух юбилеев он ответил на вопросы о прошлом, настоящем и будущем коллектива.

Новая среда. 50-летний юбилей обычно пронизан темой подведения итогов. Вам не кажется, что это грустно?
Гвоздев. На мой взгляд, подводить итоги рано. Думаю, чтото впереди у нас еще получится. И вообще, не обращаю внимания на свой возраст. Неважно, 50 или 150 лет. Возможно, я не так остро чувствую время, потому что у меня нет своих детей. А мои детимузыканты все время обновляются. Каждый состав ансамбля живет примерно десятилетие. Я набираю ребят в возрасте 8-10 лет, и расстаюсь с ними двадцатилетними. А потом приходят новые — с широко раскрытыми глазами.

Новая среда. Какой у вас любимый детский возраст?
Гвоздев. 10-12 лет — лучше всего. В это время им все интересно, все ново. Эти дети полностью поглощены делом. И, в отличие от восьмилеток, они уже что-то могут. А вот в подростковом возрасте музыка не захватывает их целиком. Они начинают отвлекаться на другие интересы. Подростки уже четко понимают, что надо «пахать», если рассчитываешь на результат. И работать с полной выкладкой им не всегда хочется. На своем опыте знаю, что именно в этот период происходит серьезный отсев. Остаются те, у кого очень хорошо получается и кто готов работать на профессиональном уровне.

Новая среда. С какими чувствами вы отпускаете от себя подросших музыкантов и набираете новый состав? Всетаки столько вложено, а надо начинать заново. А потом опять…
Гвоздев. Это нормально. У взрослых людей своя жизнь. Они ищут себя в профессии. Им хочется самостоятельности. А мне нравится работать с детьми. У меня сейчас уже четвертый состав — набрал в прошлом году. И я получаю огромное удовольствие от наших репетиций.

Новая среда. Ваши выпускники становятся профессиональными музыкантами?
Гвоздев. Большинство из них так или иначе связывают свою жизнь с музыкой. Некоторые делают ее своей профессией. Из первого состава вышел один педагог — работает в обнинской музыкальной школе, и два звукорежиссера — с их участием сняты фильмы «9 рота» и «Все умрут, а я останусь». Группа «Берингов пролив» (это ребята второго состава) была номинирована на премию «Грэмми». Такого успеха из российских музыкантов добивались только исполнители классики. Сейчас ребята живут в Америке. Илья Тошинский признан одним из лучших сессионных музыкантов мира. В профессиональном рейтинге (List A) он занимает первое место как банджист и второе — как гитарист. Я считаю, это потрясающий успех.
Впрочем, Илья настолько талантливый человек, что стал бы заметным в любой сфере. Он — из профессорской семьи, и у него очень хорошие гены.
Из предпоследнего состава сестры Разумные закончили эстрадное отделение РАТИ (ГИТИСа). Сейчас ищут себя: свою музыку, свой звук. Кантри они играть не хотят. Их интересуют более востребованные на российском музыкальном рынке направления. Они репетируют в Обнинске, но выступают в основном в Москве: в клубах и на концертах. Впрочем, я не уверен, что, делая ставку на популярную музыку, без продюсера они смогут далеко продвинуться. У шоу-бизнеса свои законы.

Новая среда. Вы добиваетесь профессионализма от детей, которым еще надо и в школу ходить, и в компьютерных играх преуспевать… Много времени уходит на репетиции? Гвоздев. Мы репетируем каждый день с пяти и до… Пока не надоест. Обычно часов в 10 расходимся. Но мы не только играем. Успеваем и чай попить, и кино посмотреть. В принципе, я всегда могу отменить репетицию и устроить выходной, но делаю это очень редко. Во-первых, не хочется лишать себя очередного праздника, а во-вторых, даже однодневный перерыв плохо сказывается на ансамбле, происходит откат назад.

Новая среда. Вы не только музыкант, но и педагог с внушительным стажем. Менялось ли ваше отношение к детям?
Гвоздев. Когда я только начинал работать с детьми, у меня было больше азарта по их поводу. Я не представлял, что может получиться. И любой результат был для меня удивительным. А теперь опыта больше, и сюрпризов меньше. Я примерно знаю «потолок» каждого ребенка.

Новая среда. Кричите на детей?
Гвоздев. Бывает. Мы же отчасти восточный народ.

Новая среда. А дома какую музыку слушаете?
Гвоздев. Никакую. Мне музыки на репетициях хватает. Дома я делаю это только по профессиональной нужде. Я не могу просто слушать музыку и наслаждаться. Начинаю ее анализировать, оценивать. Для меня «слушать» — это труд.

Новая среда. Какие планы на лето?
Гвоздев. Ну, сначала мы с ребятами просто отдохнем гденибудь в Крыму. А в июле нас пригласили в Питер на российско-американский музыкальный фестиваль, который организует Генеральное консульство США. Уже лет 10 в России не было таких фестивалей. Поэтому мы примем участие с большим интересом и удовольствием.

P.S. Сразу после нашего разговора приходит 10-летняя Ксюша — новая «звездочка» Алексея Гвоздева. Маленькая и хрупкая гитаристка берет свой инструмент и садится на диван. За гитарой Ксюшу почти не видно. В Обнинске — очень много детских коллективов. И только единицам удается в условиях провинциальности и скудного бюджета преодолеть статус самодеятельности. «Веселый дилижанс» — тот самый редкий случай. Дело даже не в способности музыкантов самостоятельно зарабатывать деньги. И не в регулярных заграничных гастролях. А в том, что несоответствие между ростом музыканта и размером гитары с лихвой искупается мастерством.

А что Вы думаете по этому поводу?