Предвосхищая будущее

31.03.2010

Движение ТИР сумело, опередив время, дать городу стратегические ориентиры.

Сегодня это кажется невозможным, но еще 4-5 лет назад даже в таком продвинутом городе, как Обнинск, слово «инновации» многим было непонятно. Вот наукоград, научные разработки, научные институты и лаборатории — другое дело, это куда более привычные термины. Инновации же общественное сознание тогда не то что не воспринимало — скорее, не чувствовало.

Это были годы нефтяной эйфории. Черное золото росло в цене, в резервные фонды лились нефтедоллары, зарплаты поднимались, и обществом владели настроения спокойной уверенности. Многие, конечно, понимали, что сырьевая экономика может когда-то навалиться на страну могильной плитой, но заставляли свое сознание не мучиться особо этой перспективой.

…В таких условиях рождалось общественное движение ТИР (Обнинск — территория инновационного развития). Его идея пришла даже не в спорах, а в разговорах обнинских инновационщиков: мы должны избавляться от нефтяной зависимости и строить экономику знаний. Будем делать это у себя в Обнинске. И сначала нужно просто объединиться, создать общественное движение, которое будет продвигать новую стратегию развития города.

Почему в шведском Линчепинге или французском Монпелье люди так хорошо живут? Небольшие города — 100-130 тысяч населения — такие же вроде, как Обнинск, но бюджетная обеспеченность в расчете на одного жителя в 20 раз выше, чем в первом наукограде — у нас на человека приходится 20 тысяч бюджетных рублей в год, а там — все 400. Бюджет города, где живет 140 тысяч человек, больше бюджета всей Калужской области.

Причина проста — там развиваются инновации, а доходность инновационного бизнеса во много раз выше, чем традиционного. Соответственно, эти города могут больше вкладывать в социальные программы и создание комфортных условий для своих территорий.

Территорий инновационного развития — такой вполне официальный термин для их обозначения принят за рубежом. Ректор ФРИДАС Анатолий Сотников предложил использовать его для нового движения — как своего рода ориентир. Сам он стал сопредседателем ТИРа, который объединил известных обнинских инноваторов — Евгения Пашина, Рахима Розиева, Леонида Катухина, Евгения Кульбацкого, Владимира Сарычева
Вторым сопредседателем стал академик, директор МРНЦ Анатолий Цыб, и такой патронат очень помог «новорожденному». Позже во всех наукоградах страны были созданы аналогичные движения, но наше, обнинское, оказалось первым. И обнинский ТИР первым провозгласил курс на инновационную экономику — задолго до того, как тот стал официальной доктриной развития страны.

И первой своей задачей ТИРовцы объявили создание стратегии развития Обнинска. Казалось бы, все и так понятно. Город объявлен первым наукоградом, только что закончила свое действие соответствующая наукоградовская программа. Но на самом деле все было далеко не так однозначно. Взять, к примеру, городские границы. Обнинску в них тесно, это понимали все. Но когда встал вопрос о расширении территории, многие ему воспротивились. И резоны были довольно весомыми — поглотив округу, наукоград потеряет свою самобытность, превратится в спальный район Москвы.

Разумеется, мегаполису никогда не бывать инновационной территорией — это аксиома. Но и законсервировать Обнинск в нынешних границах — значит, лишить его всякой перспективы, уверены ТИРовцы. Вопрос лишь в том, чем «начинять» новые территории. Акцент надо делать на размещении инновационных предприятий. Ну, а главный акцент — образовательный. Мировой опыт показывает, что инновационными территории становятся тогда, когда их центром становится крупный университет, когда доля студентов в населении города не меньше 15-20% (пока в Обнинске этот процент едва дотягивает до 8, но темпы роста неплохие). Именно университетская среда наиболее активна, она легко генерирует новые идеи, трансформируется под новые знания, внедряет их в инновационных решениях.

«У нас неплохо развивается сфера образовательных услуг, — сказал недавно на круглом столе генеральный директор НПП «Технология» Владимир Викулин. — Открыт, в частности, медицинский факультет в нашем университете, потом будет медицинский институт, а дальше он перерастет в университет. Хорошие позиции занимает бизнес-образование. Мало того, что сейчас очень много студентов заканчивают ФРИДАС, ГУУ — многие обнинские и калужские бизнесмены и управленцы выросли после курсов повышения квалификации по программе шведского бизнеса, который предложил Анатолий Сотников. И на нашем предприятии команда менеджеров прошла через нее, итоги — впечатляющие». Помимо образовательных структур надо, разумеется, думать об инновационной инфраструктуре — бизнес-инкубаторах, технопарке, сети трансфера технологий и т.п.
Обо всем этом обнинские ТИРовцы говорили задолго до того, как и в области, и в городе была принята стратегия развития до 2030 года. И именно они были локомотивами принятия этой стратегии, хотя их упорство далеко не всегда встречало понимание.

…Сегодня многое из того, за что боролись ТИРовцы, уже воплощено в жизнь. Многое — только предстоит реализовать. Стратегическая задача Обнинска — стать международным инновационным центром. И над ее воплощением будет биться не только город. Губернатор Анатолий Артамонов объявил, что на нее будет работать вся индустриальная мощь региона, которая создавалась последние пять лет.

А что Вы думаете по этому поводу?