Ядерное образование - ключ к развитию отрасли

07.10.2008

В сентябре в МИФИ состоялась конференция Ядерного общества России при поддержке МАГАТЭ и «Росатома» по теме: «Кадровые ресурсы развития ядерной отрасли: образование, карьера, социальный фактор и другие», охватывающая основные проблемы ядерного образования и подготовки кадров в России и за рубежом. От Обнинска в работе конференции принимали участие представители ГНЦ РФ-ФЭИ, ИАТЭ, ЦИПК – всего около 20 человек.

Открыл конференцию исполнительный вице-президент Ядерного общества России С.В.КУШНАРЕВ. На пленарном заседании с докладом «Квалифицированные кадры – залог успешного развития атомной отрасли России» выступила начальник отдела департамента управления персоналом Росатома И.В.ЕФИМКОВА. В своем выступлении Ирина Владимировна подчеркнула, что в свете решения Правительства РФ о создании 10-15 научно-образовательных центров для разных отраслей у Обнинска есть реальный шанс получить этот статус на базе ИАТЭ и ряда предприятий города ГНЦ РФ-ФЭИ, МРНЦ РАМН, ВНИИСХРАЭ и тем самым закрепить звание наукограда в части ядерного образования. А это – прямой путь в превращение Обнинска в город-университет.

На конференции прошли четыре специализированных круглых стола с участием ведущих специалистов. Два из них вели обнинцы В.М. МУРОГОВ и Ю.А.КАЗАНСКИЙ. Тема первого из них «Кадровые ресурсы: международный опыт», второго «Критические вопросы современного развития ядерного образования в России».
Мурогов В.М.О проблемах кадрового обеспечения атомной отрасли рассказывает доктор технических наук, профессор Государственного Технического Университета Атомной Энергетики (ИАТЭ), директор Российской Ассоциации Ядерной Науки и образования (РАЯНО) директор Международный Центр Ядерного Образования (МЦЯО) Виктор Михайлович МУРОГОВ:
– Кадровое обеспечение атомной отрасли является одной из наиболее сложных проблем современного этапа развития атомной энергетики. Прогнозируемые темпы и масштабы развития атомной энергетики требуют опережающего роста кадрового наполнения всех структур атомного энергопромышленного комплекса. Сложившаяся к настоящему времени система образования и закрепления кадров в атомной отрасли явно недостаточна для ее крупномасштабного развития. Подготовка кадров (знания и компетентность) должна опережать программы разработки и развития технологий, строительства ядерных объектов и ввода их в эксплуатацию.

Масштабный ввод АЭС и других ядерных объектов просто опасен без тщательной проработки и реализации кадровой политики. В отрасли отсутствует до настоящего времени системный подход к решению проблемы подготовки кадров. Ситуация критическая. При общем снижении численности научных сотрудников (движущей силы инновационного развития) растет их доля в возрасте свыше 60 лет. Средний возраст ведущих специалистов отрасли (докторов наук) и профессорского состава ВУЗов с «ядерным» профилем – далеко за пределами средней продолжительности жизни в стране. И это на фоне общего демографического кризиса и снижения уровня школьного образования.
Материально-техническая база и кадровый состав преподавателей «ядерных» ВУЗов Росатома не позволяют осуществить требуемое масштабное кадровое воспроизводство отрасли. Но это не только наша проблема, это общая проблема всех развитых и ведущих «ядерных» стран. Развитые страны мира признают необходимость приоритетного и опережающего обеспечения ядерной энергетики квалифицированными кадрами, прежде всего, по причине осознания необходимости масштабного развития атомной энергетики как гаранта энергетической безопасности страны и понимания особых требований, предъявляемых к работникам атомной отрасли.

В связи с решением многих стран мира развивать атомную энергетику, правительства этих стран, особенно в США, Европе и Китае, собираются опережающими темпами развернуть подготовку необходимых специалистов. В ряде стран (США, Евросоюз, Китай, Корея, Япония и других) приняты соответствующие государственные программы, направленные на привлечение молодежи к получению образования в области ядерных технологий и развития национальной системы ядерного образования.
Важнейшим направлением развития ядерного образования в мире является объединение университетов в международные сети, такие как, например, ENEN и АNENT, целью которых является координация и объединение усилий различных стран данного региона (ENEN – европейского, ANENT – азиатского) в области унификации образовательных программ, разработанных на основе кредитно-модульного подхода. Это приведет к взаимному признанию дипломов; обмену студентами, преподавателями и научными работниками; обеспечению широкого доступа к информации в области ядерной науки и образования; усилению всех форм межуниверситетского взаимодействия и сотрудничества.
Таким образом, в настоящее время в мире образуются мощные региональные (Америка, Европа, Азия) кластеры ядерного образования на основе интеграции образования, науки и промышленности. Этот процесс регулируется и поддерживается на государственном уровне. Создание важнейшего элемента российского кластера ядерного образования – Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»полностью соответствует мировым тенденциям в области ядерного образования и позволит создать в России конкурентоспособную на внешнем рынке образовательную структуру.
Ввиду специфики ядерных технологий, во всех странах государственная поддержка рассматривается как один из ключевых факторов в построении современной системы ядерного образования. Только государственная поддержка позволяет обеспечить соответствующее регулярное финансирование работ по поддержанию и модернизации учебнонаучной базы вузов и направить развитие исследований в нужную сторону. Один из наиболее эффективных путей решения проблем развития ядерного образования – это усиление сотрудничества и кооперации между университетами на национальном и международном уровне, которая осуществляется для более эффективного управления, передачи и сохранения ядерных знаний. Ключевым фактором является глубокая интеграция и взаимодействие образовательных учреждений, исследовательских центров и объектов ядерной промышленности.

Говорят об этом много и давно. Но только сейчас, когда ядерное образование получит реальную финансовую, материальную и что важно – моральную поддержку, это будет возможно воплотить в жизнь. Интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности Университета предусматривает развитие сотрудничества с ведущими научно-исследовательскими центрами, включающего на первом этапе создание отраслевых проблемных лабораторий и научно-образовательных центров в Университете, кафедр Университета в научно-исследовательских организациях отрасли, а в перспективе – возможное включение ряда отраслевых организаций в состав Университета; развитие и оснащение учебно-производственных научно-инновационных центров и центров коллективного пользования.
Совместно с отраслевыми предприятиями, на их базе, формируются инновационные учебно-научно-производственные комплексы с учетом их регионального расположения и профильной направленности. Эти центры призваны играть важную роль не только в подготовке кадров для атомной отрасли, но и в удовлетворении потребностей населения в регионах.

газета “Новая среда +”,
№7-2008

А что Вы думаете по этому поводу?