15-летие ФРИДАС

29.09.2008

ФРИДАСФактически ФРИДАС стартовал летом 1993 года 13 июля была учреждена Высшая школа делового администрирования как юридическое лицо. А нынешнее название появилось позже.

НАЧАЛО ОТСЧЕТА
О том, как зарождался ФРИДАС в партнерстве с французами, рассказывает ректор ФРИДАС А.А.СОТНИКОВ:
– Начало 90-х годов ознаменовалось всплеском французской активности в России. С их стороны было довольно много различных деловых миссий. И вот одну из таких миссий из ТПП Монпелье принимали калужская и обнинская торгово-промышленные палаты. Она приехала в Обнинск осенью 1992 года. В числе других тем их интересовала ситуация с изучением французского языка. Надо сказать, что интерес к французскому языку в нашем городе в значительной степени сформировала Диана Николаевна Сафонова. «Альянс Франсез» – ее детище. Она же и способствовала зарождению идеи о создании учебной структуры в партнерстве с французской стороной.
Эта идея понравилась французам. Они побывали в ЦИПК, встречались с его директором. Но практически, поскольку в проекте создания российско-французской бизнес-школы французские и обнинские партнеры не нашли взаимопонимания по сугубо организационным вопросам, всё зашло в тупик. Помогла случайность.
В то время в Обнинске, как и в целом по России, трудно было найти, где поселить иностранных гостей города. Обычно их приглашали к себе домой. В один из дней мы принимали руководителя консалтинговой компании из Монпелье Марка Бусьера. Зашел разговор о создании бизнес-школы. При этом присутствовали мои друзья – Олег Савченко и зав. кафедрой экономики ИАТЭ Игорь Олейник. И по традиции на кухне, вчетвером, вместе с Марком Бусьером, мы решили, что проект бросать жалко, что можно попробовать вдохнуть в него новую жизнь. О.Савченко тогда был представителем Президента по Калужской области. Через него вышли на ТПП России, на Совинцентр (дочерняя компания ТПП). И неформальный разговор привел к развитию идеи и конкретным решениям.
Уже 13 июля состоялось собрание учредителей. Первыми учредителями стали ИАТЭ, ТПП Обнинска и Совинцентр, школа «Альянс-Франсез» и другие. Семь первых учредителей подписали договор о создании Высшей школы делового администрирования. Уже имея статус юридического лица, мы поехали на переговоры с нашими французскими партнерами и в августе внесли изменения в уже принятый устав. К работе подключились две французские структуры – система высших экономических школ группы Еврокампус и консалтинговая компания «Атма-консультант». Тогда мы изменили и название. На свет появился ФранкоРоссийский институт делового администрирования.

ПЕРВЫЕ ШАГИ
С самого начала ФРИДАС сделал ставку на французскую модель обучения бизнесу как одну из самых сильных в Европе. Но в точности скопировать ее было нельзя, поскольку нужно соблюдать российские стандарты образования. В то же время, отечественный опыт бизнес-образования на тот момент практически отсутствовал. Поэтому свои первые шаги ФРИДАС начал с обучения преподавателей.
Семь из них уже в сентябре поехали на стажировку во Францию, осваивать модель обучения в экономических школах группы Еврокампус. Она и была взята за основу. В результате были внедрены такие непривычные для нашей системы образования новшества как 4-летний цикл обучения на бакалавра, сочетание двух оценок – итоговой, накапливаемой в течение семестра, и экзаменационной. Впервые перешли от 5-балльной к 20-балльной системе оценок, как это было принято во Франции. При этом колоссальное значение имели языки.
Мы понимали: ориентироваться на работу в бизнесе можно лишь с учетом глобальной экономики. Поэтому уже первые студенты ФРИДАС получали объемы языковой подготовки, близкие к институтам иностранных языков. Сам процесс учебы тоже начинался необычно: студенты в течение недели встречались с людьми, которые добились успеха в управленческой практике. Это были руководители предприятий, мэр Обнинска, приглашали даже священника, который руководит большой епархией. Затем шла интенсивная психологическая подготовка. Студенты в течение 4-х недель занимались только психологическими тренингами.
Плюс к этому, что было очень тяжело и непривычно, студенты еженедельно сдавали письменные мини-экзамены – 4-х часовые работы по одному из предметов. Это создавало такой мощный тонус, что у студентов не было никаких шансов следовать поговорке «От сессии до сессии живут студенты весело».

ЧЕТЫРЕ ФОКУСА
Французская модель бизнес-образования повлияла и на формирование тех базовых принципов, на которых с самого начала основывалась деятельность ФРИДАС. Мы сформулировали эти 4 фокуса: Во-первых, мы, безусловно, должны готовить профессионалов.
Поэтому все, что касается профессиональной подготовки – экономика, управление, предметы, связанные с развитием логики, коммуникациями, крайне важно. Второй упор делался на языки. Студенты должны освоить два языка – английский и французский с тем, чтобы после окончания 4-го курса свободно владеть обоими. Третий крайне важный фокус: проходя стажировку во Франции, мы поняли (сейчас это считается само собой разумеющимся), что управление предприятием – это управление людьми, а не механизмами и технологическими процессами.
То есть, будущим управленцам необходимо понимание психологии людей, психологии коммуникаций. И сегодня в наших учебных планах много предметов, связанных с психологией. И, наконец, четвертый, очень существенный аспект, который породили отношения с французами – правовой. Руководитель предприятия должен блестяще владеть правовой базой, чтобы не попадать в тяжелые ситуации, даже наоборот, находить в этих ситуациях порой выгоды и выигрыши. Поэтому мы ввели большой курс правовых предметов – от гражданского права до права коммерческого, налогового, финансового.
Итак, изначально были эти четыре фокуса. Потом к ним прибавился пятый, касающийся знаний в области информационных технологий. Россия того времени – не Россия сегодняшняя и тем более, не Франция. Домашние персональные компьютеры были редкостью. И мы организовали два дисплейных класса. Это, по сути, и был еще один фокус. Компьютер должен был стать инструментом, «авторучкой» как для нас, так и для студентов».

НЕ БОЯТЬСЯ ТРУДНОСТЕЙ
Первый набор в институт проводился уже после возвращения со стажировки во Францию, в начале октября. Никто не надеялся, что удастся быстро набрать 50 человек, как было запланировано. Но уже 1 ноября, к началу первого учебного года, план был перевыполнен на одного человека, а спустя неделю прибавилось еще трое. По нашему мнению, студентов привлекло и само название – Франко-российский институт.
С точки зрения маркетинга такой выбор названия очень помог. Хотя в то время мы этого еще не понимали. Первый год был самым тяжелым и для студентов и для преподавателей. Ведь по менталитету как преподаватели мы состоялись в советское время и учили, основываясь на этом советском опыте. Да, мы прошли полуторамесячную стажировку во Франции. Но изменить свой менталитет было сложно.
Французская методика, взятая за основу, существенно отличалась от того, как преподавали в российских вузах. Например, по экономическим дисциплинам – процентов на пятьдесят. Понятно, что российскую программу необходимо выполнять. Но при этом одновременно нужно было реализовывать французскую модель бизнес-образования. В итоге студентам пришлось заниматься по 36-38 часов в неделю при норме 24 часа. Это оказалось крайне интересно и для нас, и для них.
И в итоге спустя 4 года в жизнь пошли абсолютно рыночные специалисты. Спрос на таких выпускников и сейчас велик, а тогда был огромен. Многие из них сходу становились начальниками отделов в крупных компаниях, попадали на позиции среднего и даже верхнего топ-менеджмента. Таких студентов охотно брали и российские и западные компании. Те, первые выпускники давно сделали успешные карьеры, разъехались кто куда, но связь с альма-матер не теряют. И это удивительно прекрасно – объединять людей, создавать некое сообщество, братство всех, кто когдалибо проходил обучение по тем или иным программам ФРИДАС.

А что Вы думаете по этому поводу?